Согласно данным американского Института по исследованию пенсионного обеспечения (National Institute on Retirement Security), в 2013 году три из четырех африканских и четыре из пяти латиноамериканских домохозяйств, в которых есть глава семьи в трудоспособном возрасте, имели накопления на старость в размере менее 10 тысяч долларов. Если вдруг им не будет хватать и без того маленькой пенсии, неизбежен путь за соцпомощью. К 2060 году в США будут проживать 62 миллиона африканцев, 130 миллионов латиноамериканцев и порядка 27 миллионов жителей «с двумя или более расовыми корнями». К этим почти 220 миллионам человек прибавятся 170 миллионов белокожих и 34 миллиона азиатов. От этого меньшинства численностью почти 200 миллионов человек ожидают, что оно будет и дальше гарантировать большинству финансово приемлемый уровень жизни, если их сбережения закончатся. Это будет непросто, потому что в 2013 году даже из числа белокожих только каждое второе домохозяйство (со взрослыми в трудоспособном возрасте) располагало сбережениями в размере более 10 тысяч долларов.
На таком фоне не вызывают удивления данные опроса Gallup, согласно которому в период с 2001 по 2015 годы доля американцев, причисляющих себя к верхнему классу, сократилась с 3% до 1%. Доля представителей высшей и низшей ступени среднего класса сократилась с 63 до 51%. С 33 до 48% увеличилось число американцев, которые относят себя к рабочему или низшему классу.
Бедность как объяснение низкой школьной успеваемости
Параллельно с этими драматическими переменами в США стремительно падает уровень знаний школьников по сравнению с Восточной Азией, Швейцарией, Скандинавией, а также другими англоязычными странами. Нигде уровень оцениваемой учителями успеваемости школьников не находится ниже измеряемого в долларах благосостояния родителей. По состоянию имущества и дохода, около 13% американцев считаются социально неблагополучными или бедными. «Социальный недостаток» рассматривается при этом как краткая формула в объяснении плохих оценок по математике, потому что тем самым можно избежать острые споры по поводу других причин. И действительно, во многих странах существует закономерность между финансовым положением родителей и школьными успехами детей. При этом не изучен вопрос, влияет ли уровень знаний на размер доходов или же низкий уровень доходов вызывает низкий уровень знаний.
Согласно исследованию ОЭСР, проведенного в июле 2014 года, учителя математики в средних школах США из-за плохих оценок считают не только 13% реально бедных, но и 64,5% своих учеников социально неблагополучными.
Социально неблагополучные китайцы умнее американских детей из среднего класса
Падение американского среднего класса происходит параллельно с ростом доходов в китайском низшем слое с коэффициентом 2,5. Так, еще одна нация выходит на рынок труда и талантов вслед за Японией, Сингапуром, Тайванем и Южной Кореей, чьи социально неблагополучные представители показывают более высокую успеваемость, чем сверстники из «социально привилегированного» американского среднего слоя. Это подчеркивается также в исследовании ОЭСР, проведенном в мае 2015 года, согласно которому в 2030 году в мировом пуле исследователей в области инженерии и естественных наук 37% будут составлять китайцы и только 4,2% — американцы.
К 2030 году население США достигнет 25,7% по отношению к населению Китая (360 миллионов против 1,4 миллиарда). Но пул США в области естественных наук будет составлять только 11,4% от китайского пула. Если мировая держава хочет защитить свой статус, то в условиях ежегодного притока талантливых мигрантов она должна остаться не только мировым лидером, но в отношении новых «светочей», по крайне мере, еще раз выйти на коэффициент 2. Почти все хорошие специалисты, которые ищут новую родину, направляются в Америку.
Еще больше, чем США ищут квалифицированных новых граждан другие страны ОЭСР. Австралия, Канада и Новая Зеландия до 2050 года хотят увеличить их количество с сегодняшних 60 до свыше 80 миллионов. 20 миллионов новичков должны своей креативностью, энергией и продуктивностью способствовать экономическому росту новой родины. ЕС должен до 2050 года привлечь около 70 миллионов «виртуозов» только для покрытия ежегодной нехватки рождаемости в два миллиона человек.
К 2020 году только в странах ОЭСР будет не хватать 85 миллионов хороших специалистов, вместе с тем 93 миллионов недостаточно квалифицированных специалистов остаются в стороне. Ни в одной стране нет нехватки в неудачниках, но везде идет «война за зарубежные таланты».
Нигде в образование не инвестируют больше, чем между Техасом и Аляской
США могут утратить позицию победителя в этом обоюдном каннибализме, если потенциально заинтересованные лица придут к выводу, что ноша непосильна в плане обеспечения. Если растущее большинство в один прекрасный момент застынет грузом на шее тающего меньшинства, оно начнет искать более привлекательные страны на карте мира. Демократические отношения и красные ковровые дорожки они тоже могут найти в «крепостях знаний». За счет квалификации своего населения они заботятся и о том, чтобы такие ситуации, близкие к гражданской войне, как было в Балтиморе или Детройте, не повторялись в будущем.
Согласно международному исследованию PISA-2012, 51% американских детей показали неудовлетворительные результаты по математике, хотя в течение полувека нигде в ученика не вкладывали столько денег, как в США. Учитывая постоянно растущие требования, это фиаско становится «непосильной ипотекой». Никто не знает, как ее погасить. В Германии подобные показатели наблюдаются только у детей мигрантов, но они составляют лишь треть подрастающего поколения. У старожилов «неуд» только у 30%.
За бывших двоечников и тогда придется платить, в крайнем случае, всю жизнь, если на рынке труда они не будут востребованы. Как только «таланты», желающие переехать — прежде всего, жители Восточной Азии — не захотят больше нести это престижное бремя, страна-мечта США может превратиться в кошмар. Если Америка не остановит приближение этой перспективы, демократический гигант станет второразрядным элементом.