Как показало расследование, некоторые европейские парламентарии — вопреки кодексу поведения депутатов — способствовали проведению законов в пользу компаний в обмен за денежное поощрение с их стороны. Два имени, два примера.
Разгоревшийся скандал подорвал веру в Европейский парламент. Ряд евродепутатов признали в марте 2011 года, что за большие гонорары они способствовали принятию закона о банковском регулировании в благоприятной для финансовой индустрии трактовке. Что они сделали не так? Предполагаемые лоббисты оказались репортерами британской газеты Sunday Times, которые опубликовали результаты успешных попыток подкупа.
Вскоре после этого в силу вступили положения, как минимум осложняющие подобные сделки — деньги в обмен на влияние. Для лоббистов — реестр прозрачности, для депутатов — кодекс поведения. Но будут ли они работать — вопрос открытый.
На протяжении нескольких лет неправительственные организации Friends of the Earth Europe, Corporate Europe Observatory и LobbyControl следят за лоббистской деятельностью на уровне ЕС и постоянно что-нибудь находят. Избранные в прошлом году депутаты Европарламента стали первыми, кто получил мандат вместе с новым кодексом поведения. Но, по всей видимости, мало что изменилось. «Мы недовольны недостаточным применением кодекса», — говорит Нина Катцемих (Nina Katzemich), немецкий эксперт из организации LobbyControl.
Эпизод Биргит Коллин-Ланген
Биргит Коллин Ланген (Birgit Collin-Langen) на протяжении 16 лет была главой города Бинген-на-Рейне, прежде чем в 2012 году отправилась в Брюссель в качестве депутата от ХДС. Она сохранила за собой место в консультативном совете энергетического концерна RWE — предприятия со вторым по величине показателем выброса углекислого газа в Европе. В Европарламенте Коллин-Ланген является членом комитета по охране окружающей среды (ENVI), в котором среди прочего принимаются решения по вопросам климата.
Когда комитет в январе 2015 года опубликовал доклад о создании рыночного стабилизационного резерва в торговле сертификатами на выбросы углекислого газа, Коллин-Ланген внесла сразу несколько заявок на изменения — например, относительно бесплатного получения (по крайней мере, частично) прав на загрязнение. Эта позиция абсолютно соответствовала линии концерна RWE. Депутат отрицает обвинения, не видя в этом конфликта интересов. Более того, по ее мнению, руководство компании RWE за счет этой консультационной деятельности будет больше учитывать интересы местных властей и общественные интересы.
По словам депутата, участие в деятельности концерна приносит ей менее 6000 евро в год. В отличие от депутата Ги Верхофстадта (Guy Verhofstadt).
Эпизод Ги Верхофстадт
Ги Верхофстадт на протяжении девяти лет занимал пост премьер-министра Бельгии, прежде чем в 2009 году был избран в Европейский парламент. Как председатель фракции Альянса либералов и демократов Европы (ALDE) и член комитета по конституционным вопросам, 62-летний депутат имеет влияние на уровне ЕС — и обладает привлекательным дополнительным заработком. Верхофстадт указывает девять мест вторичной занятости. Согласно финансовому отчету за 2013 год, бельгийская инвестиционная компания Sofina перевела на счет Верхофстадта 130 500 евро, голландский страховой концерн APG в 2012 году — почти 43 000 евро, а бельгийская судостроительная компания Exmar в 2013 году заплатила за услуги бывшего премьера 60 000 евро.
Сам Верхофстадт ссылается на бельгийское законодательство. Будучи «независимым директором» в компаниях Exmar и Sofina, он не нес оперативной ответственности, а выполнял лишь надзорную функцию. Он выразил удивление относительно претензий относительно конфликта интересов. И, в конце концов, он придерживается обязательств по транспарентности, которые сделали возможным то, что эта информация вообще стала доступной.
Требования более жестких правил
В докладе речь идет только о девяти из 750 депутатов. Вместе с тем, эти девять парламентариев могут олицетворять намного большее количество людей, чья деятельность в Европарламенте попадает под влияние их вторичной занятости в экономике. В этой связи авторы проекта требуют ужесточения кодекса поведения. «Вторичная занятость в компаниях и объединениях, которые выступают в Брюсселе в роли лоббистов, должна быть просто запрещена», — говорит Катцемих из LobbyControl.