Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Москве нравится Серж Саргсян

По мнению российского эксперта, аналитика Вадима Дубнова, кто бы ни стал лидером Армении, он будет играть по правилам существующей управленческой модели.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Москве нравится Серж Саргсян только потому, что давно работает с нами, мы не любим ничего менять. Но если вдруг что-нибудь случится и там, условно говоря, вдруг Роберт Кочарян появится… Но все равно, кто бы ни стал лидером Армении, он будет играть по правилам управленческой модели.

— Господин Дубнов, Армения и ЕС снова обсуждают возможность подписания соглашения. Серж Саргсян, участвовавший в рижском саммите «Восточного партнерства», четко заявил, что Армения готова подписать с ЕС новый юридический  документ. Может ли Россия снова запретить Армении углублять отношения с ЕС?
 
— Все что вы могли получить, вы получили 3 сентября, два года назад. Вы отработали  ресурс жертвенности на многие годы вперед. Вы можете получать какие-то обыденные унижения, щелчки, но это, в общем-то, ерунда. Если вдруг что-то случится, не дай Бог, типа того, что случилось в Гюмри, все будет происходить в том же ключе, ничего в этом смысле не изменится. Хуже уже ничего не будет, но, по крайней мере, мешать вам заниматься едиными с Евросоюзом программами, например, по туберкулезу или насилию в семье, я уверен, Москва точно не станет.
 
— Но речь о новом соглашении  Армения — ЕС, кроме политической составляющей,  кажется, обсуждаются также экономические вопросы. Вы думаете, ЕС не подпишет с Арменией серьезный документ?
 
— Масштаба того, что планировалось  в Вильнюсе — нет, какой-то  протокол о намерениях, какую-то красивую бумагу  о том, что вы будете укрупнять, реформировать, переформатировать и улучшать, и Евросоюз обязуется вам помогать, то это — пожалуйста.
 
— Как вам видится будущее Евразийского  союза? Очевидно, что в новом объединении все время возникают проблемы, то Назарбаев, то Лукашенко выступают против того или иного вопроса…
 
— У Евразийского союза, с моей точки зрения, счастливейшее будущее, потому что перед ним не ставятся эти задачи, от него не требуется выполнять какие-то серьезные функции. Он создавался для того, чтобы быть. Вот быть ему суждено. Что-то делать, чем-то запомнится, вот этого от него никто не требует. Это некий политический проект в целях возможного стимулирования партнеров на какие-то единые шаги, в случае чего. Но с партнерами России не очень повезло: с Александром Григорьевичем Лукашенко не продать — не купить, у Нурсултана Абишевича свои мысли, а что Серж Азатыч может с чем-то не согласится, в общем, тоже ничего не изменится. Поэтому, рисков у Евразийского экономического союза нет никаких, потому что нечем, собственно, рисковать.
 
— Как Вы оцениваете нынешний уровень российско-азербайджанских и российско-турецких отношений? Могут ли эти, довольно впечатляющие отношения, иметь воздействие на процесс карабахского урегулирования и быть для нас проблематичными?
 
— Не думаю. Российско-азербайджанские отношения — некая производная того, что делает в последние годы Азербайджан. Азербайджан выбрал для себя модель максимальной удаленности от всех трех центров силы. То есть, здесь три варианта: есть армянская комплементарность, есть грузинская вестернизация с некоторыми условностями и есть азербайджанская равноудаленность. Азербайджан играет в эту «игру», так как это обусловлено неким внутриполитическим выбором.
 
— А в какую «игру» играет на Южном Кавказе Россия?
 
— Россия не играет ни во что. Россия играет в реализацию своих интересов на Южном Кавказе, которые никак не может сформулировать, потому что она исходит из того, что эти интересы должны быть, а на самом деле сформулировать это довольно трудно, и это понятно. При всей моей любви к южно-кавказским  странам, все-таки, со стратегической точки зрения, они никому особо не интересны.
 
— Интересно, а нам кажется, что Россия не может сохранить позиции без Южного Кавказа.
 
— Россия прекрасно может без Кавказа. Просто ей нужно олицетворять некое присутствие и реализацию интересов, что и опасно, потому что сейчас она пытается играть в инфраструктурные проекты, дороги через горы, через Грузию, через Армению и так  далее. Смысла в этом никакого нет, потому что нет реально сформулированных интересов. Из всех трех кавказских  республик Москву всегда в первую очередь интересовал Азербайджан, потому что это и какие-то экономические интересы, и какие-то  бонусы неформального плана. С Азербайджаном  работа всегда велась достаточно плотно, и в последние годы тренд азербайджанский  был анти-московский, он был прозападный. Сейчас, в силу внутриполитической  модели, Ильхам Алиев испытывает определенные сложности в общении с Западом. Некоторым кажется, что в Баку побеждают промосковские силы. По моему мнению, промосковские силы действительно есть, они действительно активны, но они достаточно мощно встроены в вертикаль Алиева и он всем этим прекрасно управляет, прекрасно регулирует. Москва, думаю, тоже прекрасно все понимает и все разговоры о том, что завтра Азербайджан вступит в Евразийский экономический союз, несерьезны. Не для того Ильхам Гейдарович все это выстраивал, чтобы одним прекрасным утром оказаться на саммите ЕАЭС.
 
— Что вы скажете о нынешнем уровне армяно-российских отношений? Например, много говорится о проблематичных отношениях Сержа Саргсяна и Владимира Путина, о проблемах в армяно-российских отношениях, даже после решения, которое приняла Армения 3 сентября 2013 года.
 
— Нет, я не думаю. Более того, я думаю, там вообще не может быть никаких проблем. Москва искренне не делает различий в персональном плане. Нам нравится Серж Саргсян только потому, что давно работает с нами, мы не любим ничего менять. Но если вдруг что-нибудь случится и там, условно говоря, вдруг Роберт Кочарян появится… Но все равно, кто бы ни стал лидером Армении, он будет играть по правилам управленческой модели, которая в Армении выстроена и меняться не будет еще долгие годы, в чем, собственно говоря, проблема в Армении и гарантия того, что российским интересам здесь ничего не грозит.