Рамзан Кадыров — повсюду. Президент Чечни отправляется на встречу с жителями республики верхом на огромном мотоцикле. Появляется на устроенной без обоюдного согласия свадьбе 17-летней девочки с начальником местной полиции, который старше ее на 30 лет. Публично отчитывает нерадивых сограждан, которым хватило наглости его критиковать. Снимается в фильме, в трейлере которого он расстреливает всю автоматную обойму. Выходки чеченского лидера долгое время вызывали шутки и смех в Москве. Их списывали на молодость и бьющую через край энергию этого «искреннего верующего и одновременно мусульманского плейбоя», который так не похож на обычных для региона консервативных аппаратчиков.
Как бы то ни было, последнее время поведение кавказского автократа уже не кажется никому в российской столице смешным. 19 января в Грозном прошла демонстрация против Charlie Hebdo. За официальной поддержкой Москвы мусульманской религии, которую «оскорбило» французское СМИ, скрывается страх перед человеком, который способен поднять такую людскую массу, особенно в стране, где все демонстрации находятся под жестким контролем. Затем в конце апреля от него прозвучал приказ местной полиции открывать огонь по российским силам, которые посмели бы войти на территорию республики без предварительного извещения.
Эта угроза, которая последовала за грубым задержанием чеченского бизнесмена в Ставрополе, была воспринята силовиками как провокация. В расположенной неподалеку от Грозного Ханкале с окончания второй чеченской войны расквартирован элитный отряд ФСБ. Наконец, 28 апреля (так в тексте, прим. пер.) под стенами Кремля был убит Борис Немцов — по официальной версии, от рук двух чеченцев. Как сообщают адвокаты семьи погибшего оппозиционера, российские следователи безуспешно пытались допросить фигуранта по этому делу Руслана Геремеева. Этот человек — офицер личной гвардии Рамзана Кадырова, хотя та официально и подчиняется Министерству внутренних дел. Пока найти его не удается: не исключено, что он получил защиту от местных властей.
С тех пор недовольство чеченским лидером только растет. Две влиятельных российских газеты опубликовали обвинительные статьи, поставив под сомнение работу благотворительного Фонда Кадырова (в него обязан внести вклад каждый чеченский налогоплательщик), из которого в частности была профинансирована подаренная Жерару Депардье квартира. «Московский комсомолец» напоминает, что Чечня с бюджетом в 330 миллионов евро является одним из главных дотационных регионов России и даже обходит по этому показателю Крым. Чеченский лидер же объясняет это «чудо» и блестящие небоскребы столицы волей Аллаха.
Даже государственное телевидение выпустило в эфир критический репортаж после того, как 3 июня неизвестные в масках разнесли помещение местной НКО под аплодисменты толпы и при бездействии полиции. Как говорил чеченский депутат Госдумы Шамсаил Саралиев, правозащитники — иностранные агенты, которые финансируются США и Европой и подрывают российскую власть. В любом случае, российские политики воздерживаются от критики Кадырова. По одной простой причине: Рамзан — протеже Владимира Путина.
Так обстоят дела после смерти отца Рамзана Ахмата, которого убили в 2004 году боевики-сепаратисты. С тех пор кремлевский лидер взял Кадырова-младшего под крыло. Он считает его лучшим заслоном на пути исламского терроризма и прощает ему все его выходки. «В каждом регионе есть своя полиция, а в Чечне в горах еще сидят террористы, — утверждает источник в окружении президента России. — Как бы то ни было, Рамзан Кадыров действует строго в рамках российских законов». Хотя Кадыров и является всего лишь одним из 82 глав регионов, он ставит себя защитником номер два (после Путина) оказавшейся под нападками Запада России. «Те силы, которые хотят устроить революцию в России, как на Украине, поняли, что им придется сражаться с чеченцами, — говорит Шамсаил Саралиев. — им мешают Путин и Кадыров».
Кадырова поддерживает 55% населения России, и он не боится, что власть вскружит ему голову. Даже зампредседателя совета муфтиев страны цитирует его слова с критикой Исламского государства. Все выглядит так, словно религиозный деятель присягает на верность президенту Чечни. А российский лидер защищает своего протеже, но все же считает нужным четко очертить границы дозволенного. «Кадыров стремится стать халифом всей страны, так что Путину пришлось ему напомнить, что такой халиф уже есть», — рассказывает источник в Кремле.
Причем, этим предупреждения не ограничиваются. Глава ФСБ Александр Бортников лично выступил по телевидению с обвинением двух чеченцев в убийстве Бориса Немцова. Как сообщает тот же источник, Кадырову предложили высокий военный пост, чтобы «вытащить» его в Москву, однако тот ответил отказом. Расследование убийства оппозиционера позволит оценить прочность связей российского и чеченского лидеров. «Я пехотинец верховного главнокомандующего, — заявляет по этому поводу сам Кадыров. — Если мне дадут приказ, я его выполню на все 100%. Надо будет уйти — уйду, умереть я тоже готов».