Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Рамадан в городе, где не заходит солнце

Мусульманское духовенство северных областей России считает, что соблюдение ежедневного поста до 10 часов вечера — после чего разрешается разговение — это лишь дополнительное испытание глубины веры

© РИА Новости / Перейти в фотобанкБелые ночи в Санкт-Петербурге
Белые ночи в Санкт-Петербурге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во время Рамадана правоверные мусульмане Санкт-Петербурга столкнутся с препятствием, о котором пророк явно не предполагал: в июне здесь солнце фактически не заходит. Мусульмане, которые соблюдают пост, должны ждать до 9-10 часов вечера: на то, чтобы разговеться, поесть и выпить воды, у них остается всего три часа.

Когда в четверг начнется Рамадан, правоверные мусульмане Санкт-Петербурга и других российских северных городов столкнутся с препятствием, о котором пророк явно не предполагал: в июне здесь солнце фактически не заходит.

Люди начинают отмечать «белые ночи» — короткое время в году, длящееся примерно с конца мая по начало июля, когда ночь сводится к нескольким часам сумерек. И хотя белые ночи отмечают по всему Крайнему Северу, они больше всего ассоциируются с Санкт-Петербургом — самым северным городом с населением более 1 миллиона человек и культурной столицей России.

Для петербургских мусульман это время довольно изнурительное. Согласно Корану, от поста освобождаются больные, путники, а также женщины в период беременности или менструации. Однако в священной книге нет четких предписаний, как соблюдать пост в северных регионах.

Как утверждают некоторые представители мусульманского духовенства Санкт-Петербурга, столь продолжительное светлое время суток в эти дни просто являются для мусульман дополнительным испытанием веры.

«Мусульмане Санкт-Петербурга считают это испытанием. И во время начинающегося Рамадана они будут соблюдать пост, — сказал работник Мусульманского духовного центра Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, не пожелавший назвать своего имени. — Те мусульмане, которые соблюдают пост, будут ждать до 9-10 часов вечера, чтобы разговеться, и на то, чтобы поесть, у них будет всего три часа».

На вопрос, не трудно ли придерживаться таких строгих правил, он ответил, что правоверным мусульманам это не в тягость. «Ислам — это образ жизни, — объяснил он, — для нас поститься это такое же привычное дело, как чистить зубы по утрам».

Елизавета Измаилова — директор местной школы родом из республики Ингушетия с преимущественно мусульманским населением — говорит, что ее родители, брат, сестра и муж вместе с ней соблюдают пост во время Рамадана, следуя расписанию, которое раздают в центральной мечети.

«В этом месяце время разговения наступает очень поздно. Мы не едим и не пьем, начиная с утренней молитвы, проходящей примерно в два часа ночи, и до самого захода солнца около 10 вечера, — рассказывает Измаилова, объясняя, что в июне солнце заходит примерно в 10:30 вечера.— Конечно, для организма это тяжелая нагрузка, но каждый мусульманин идет на это сознательно».

Хотя точных данных о численности мусульман в Санкт-Петербурге нет, по данным министерства внутренних дел в прошлом году во время праздника Ид уль-фитр после окончания Рамадана в двух главных мечетях города собрались 42 тысячи верующих. Как это часто бывает во время больших праздников, большинство правоверных не поместились в здании мечети, и были вынуждены совершать молитву прямо на улице.

Некоторые исламские богословы писали, что жители северных районов могут не соблюдать пост, который служит для укрепления воли и веры, а также для подавления желаний.

«Как говорится в священном Коране, соблюдение поста в районах [Северного и Южного полюсов] не является обязательным, поскольку он, как таковой, предусмотрен только на протяжении определенного количества дней, то есть, для тех мест, где день и ночь длятся примерно одинаково»,— писал татарский философ-богослов Муса Бигиев в трактате о посте.

Другие богословские тексты предлагают, чтобы мусульмане, живущие в районах Крайнего Севера, соблюдали пост в месяц Рамадан по времени восхода и захода солнца в Мекке или ближайшем мусульманском городе.

Во многих случаях люди, занимающиеся тяжелым ручным трудом, пост не соблюдают ради здоровья. Многие мусульмане Санкт-Петербурга — это мигранты из бывших советских республик Средней Азии и Кавказа, которые работают на стройках и в других сферах с низкой оплатой труда. В 2014 году Министерство труда определило для Санкт-Петербурга квоту, согласно которой в городе разрешено работать 164 тысячам рабочих-мигрантов, но реальное количество таких рабочих, по всей видимости, гораздо больше.

Слесарь из Таджикистана Шакир говорит, что в Санкт-Петербурге пост соблюдают только старики и безработные.

«У меня тяжелая работа, и я не могу соблюдать пост, — говорит он. — День длинный, а до захода солнца нельзя ни пить воду, ни есть. Поэтому пост соблюдают не все …. Там, где живет большинство мусульман, никаких белых ночей не бывает».