Самое позднее, с уходом «красно-зеленого» правительства казалось, что немецкая политика окончательно освободилась от идеологических элементов. Только когда бурно обсуждалась война в Ираке «авторства» Джорджа Буша-младшего, произошло столкновение противоположностей — левые критики Америки против сторонников трансатлантических отношений. Потом пришла Ангела Меркель, и политика стала править страной.
Как бы не так! С того момента, как американские заказы в Федеральной разведывательной службе Германии стали иметь большее значение, чем Библия или Великая Хартия вольностей, тезис о свободном от идеологии времени кажется заблуждением. Оппозиция, а также некоторые члены СДПГ и СМИ, представляют все таким образом, будто Германия стоит перед пропастью, поскольку АНБ выдвинуло большие пожелания в шпионаже, чем немцы считали приемлемым.
Нужно признать, что что-то пошло не так в сотрудничестве между АНБ и БНД, с одной стороны, а также внутри самого правительства и относящегося к нему БНД — с другой. Кто смотрит трезво на то, как крупные интернет-концерны массово собирали данные о людях по всему миру, может подумать, что спецслужбы не хотят больше работать как когда-то Эрих Мильке (Erich Mielke), особенно американские. Только та бесцеремонность, с которой Вашингтон обращался с собственным населением и дружественными странами, стала неожиданностью.
Мало фактов, много разговоров
До сегодняшнего дня только небольшому кругу посвященных известно, какие именно пожелания в шпионаже Вашингтон направлял в Германию, какие аспекты и почему были сразу же отсортированы БНД, а какие позже. Известно, что речь шла, по меньшей мере, о 2000 целях и еще большем количестве телефонных номеров и адресов электронной почты, шпионаж в отношении которых БНД осуществлять было не разрешено. Но неясно, собирались ли американцы получить информацию об исследовательском подразделении Eurocopter, что расценивается как экономический шпионаж, или хотели только больше узнать о сотруднике компании, подозреваемом в запрещенных связях с ближневосточной страной. В конце концов, может выясниться такое, что даже убежденные защитники германо-американского сотрудничества в области спецслужб застынут от ужаса.
Было бы наивным предполагать, что БНД и ведомство канцлера по собственной инициативе исследовали свои архивы только лишь по той причине, что разоблачения Эдварда Сноудена вызвали вопросы. Без давления со стороны Комитета по расследованию деятельности АНБ так называемые селекторные списки с пожеланиями американцев в шпионаже остались бы тайной БНД. Возможно, вскоре станет известно, действительно ли это было бы худшим вариантом.
Потому что, возможно, сотрудничество между спецслужбами Германии и Америки не настолько плохое, одностороннее и скандальное, как утверждают оппозиция и часть представителей СДПГ. БНД и федеральное ведомство канцлера с давнх пор знают, что влиятельные американские спецслужбы склонны к злоупотреблениям. Не было необходимости устраивать такую шумиху, чтобы понять это. В конце концов, в завершении всей истории в Комитете по расследованию деятельности АНБ речь будет идти только о том, кто среди немецких властей и партий что и когда знал, корректно он был проинформирован или нет, или же кого-то дезинформировал. То, что получится создать предметную картину качественного сотрудничества между Америкой и Германией, вызывает сомнения.
Быстрое расследование против идеологии
Необоснованное утверждение? Быть может, оппозиция и социал-демократы хотят прояснить ситуацию, а не разжечь антиамериканизм? Прекрасно, лучшей возможности поставить под вопрос серьезность намерений, представиться не могло. На протяжении одного месяца на другом поле боя спецслужб бушует другая борьба. Речь идет не о предположениях в отношении содержания каких-то списков. Речь идет об известных фактах. Компьютерная система бундестага была подвергнута хакерской атаке, были украдены данные, система находится в «реанимационном отделении». Выживет она или нет, неизвестно. Министр внутренних дел не стесняется говорить о том, что за всем этим могут стоять зарубежные спецслужбы. Какие именно, пока неизвестно. Но есть указания на то, что след стоит искать на Востоке.
Чтобы исключить то, что какая-то страна может подвергнуться необоснованным подозрениям, необходимо оперативно использовать все возможности для расследования. Но под громогласным руководством Левой партии и Зеленых именно Федеральному ведомству по защите конституции, отвечающему за борьбу против шпионажа, отказывают в доступе к бундестагу. Произошло ли это только лишь потому, что законодательная власть стремится провести четкую разделительную линию с исполнительной властью? Или все же потому, что некоторые опасаются, что, в конце концов, скандал вокруг АНБ окажется идеологическим?