Многолетние приключения венецианского путешественника Марко Поло на Великом Шелковом пути — одна из легендарных историй XIII века. Сегодня можно скептически относиться к тому, как в ту эпоху Марко Поло мог пройти Шелковый путь от начала до конца и достичь Китая. Причина в том, что путь протяженностью несколько тысяч километров преисполнен трудными для преодоления пустынными и горными участками. Более того, речь идет о сложном направлении, на котором в зависимости от погодных условий следует соблюдать разные маршруты, и без проводника двигаться по нему невозможно. Поэтому, Шелковый путь ассоциируется не только с длинными караванами, но и с непрерывной дорогой, где торговля велась при перемещении от одного региона к другому.
С другой стороны, сегодня этот знаменитый торговый маршрут дает имя одной из известных глобальных инициатив. Она нацелена на обеспечение не сопоставимого с былыми временами гигантского интеграционного пространства: «Экономический пояс Шелкового пути» (Silk Road Economic Belt).
Китай, пытающийся возродить исторический путь сегодня, взял на себя лидерство в проекте, о котором грезит Евразия. Мечта, впервые озвученная Китаем в 2013 году, выносилась на повестку дня и в других странах, в том числе и в Турции. Несколько лет назад Реджеп Эрдоган в его бытность премьер-министром сделал заявление в адрес китайских бизнесменов: «Исторический Шелковый путь мы превратим в железный Шелковый путь». С одной стороны, эти слова напоминали о связях, существовавших между Османской империей и Средней Азией, с другой — рисовали широкую экономическую перспективу — от торговли до инвестиций.
Проект TANAP, старт которому мы дали совместно с Азербайджаном, был шагом, определенным как «энергетический Шелковый путь». Даже такие инициативы, как, например, Тюркский кенеш (или Тюркский совет), оформившийся в 2009 году, стали одним из примеров кооперации, которые позволили заложить основы нового Шелкового пути.
Конечно, как мы отметили выше, Шелковый путь — это проект, который какое-то время не сходил с уст разных сил Евразии — от России до Казахстана. Но Китай охватил его полностью и значительно продвинулся вперед, нарисовав самую красочную из представленных до сегодняшнего дня картину.
Один пояс — одна дорога
На первом этапе через создание базовой инфраструктуры «экономический пояс» Китая укрепит связь между участниками проекта. У бывших советских республик как кладези природных ресурсов, которые Китай рассматривает как «энергию пути», новый Шелковый путь также вызывает энтузиазм. Проект предлагает этим странами гигантский маршрут, который, с одной стороны, упростит их доступ к необходимым инвестициям, с другой — позволит им выйти за пределы своего региона.
Ранее мы уже говорили о той роли, которую проект Шелкового пути сыграл в китайско-российском сближении против США. Всего около месяца назад страны подписали соглашение о сотрудничестве в рамках Евразийского экономического союза и экономического пояса Шелкового пути.
С другой стороны, проект Китая не ограничивается только «путем по суше». Бизнес будет также располагать морским участком, который выйдет из Южно-Китайского моря и, преодолев Индийский океан, Красное и Средиземное моря, завершится в Венеции. Таким образом, Китай, сосредоточенный и на проекте «Шелкового пути по морю» (Maritime Silk Road), начал комплексное движение вперед под лозунгом One Belt, One Road («Один пояс — одна дорога») или сокращенно OBOR.
На выставке, организованной несколько дней назад для стран Южной Азии, Китай в очередной раз поддержал энтузиазм предпринимателей региона по поводу OBOR. В последнее время Китай активизировал контакты со странами Средней Азии. Кроме того, к проекту приковано и внимание Европы как заключительной остановки Шелкового пути… Две недели назад Венгрия стала первой страной ЕС, выразившей намерение присоединиться к этому проекту.
Говоря о Европе, напомним, что поддерживать Шелковый путь будет Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), запрос о членстве в котором вслед за Великобританией последовал от многих стран Европы. Таким образом, следует отметить, что помимо торговой, инвестиционной и энергетической интеграции, OBOR нацелен и на финансовое единство.
Все дороги ведут в Турцию
По сути, проект интеграции, который Китай желает претворить в жизнь — в первую очередь, чтобы противостоять американской гегемонии — продолжает делать размашистые шаги вперед. План Шелкового пути, который по суше возьмет начало в Китае, а затем через Среднюю Азию, Иран и Турцию выйдет в Европу, сойдется с морским маршрутом Марко Поло в Венеции.
Таким образом, как в последние годы подчеркивает Турция, благодаря Шелковому пути все дороги приведут в нашу страну. Китай уже подчеркнул, что Турция будет играть ключевую роль в этом проекте. Не будем забывать, что недавно мы тоже присоединились к АБИИ. В этой связи важнейшее значение приобретает решительное продолжение работ, которые уже ведутся в этом направлении.
Итак, Запад и Восток стремятся объединиться и накопить силы на будущее. Мы тоже должны участвовать в этом слиянии. Конечно, чтобы иметь возможность интегрироваться с миром, нам прежде всего нужно обеспечить внутреннее единство. И мы снова возвращаемся к тому, о чем говорим на протяжении последних нескольких недель: все во власти нашего будущего правительства.