Даже огромные затраты правительства Ильхама Алиева на проведение Европейских олимпийских игр в июне 2015 года в Баку — включающие в себя оплату транспорта и завтрака для шести тысяч спортсменов — не смогли повлиять на решение лидеров европейских стран бойкотировать церемонию открытия в знак протеста, как утверждают они, против преследования диссидентов.
А не собираются ли они наказать саудовских шейхов за запрет политических партий, профсоюзов, свободной печати, за обезглавливание мужчин и женщин на площадях; или эмиров средневекового катарского режима за гибель около 1200 иммигрантов-рабов, работавших на строительстве объектов ЧМ по футболу 2020 года?
Истинная причина заключается в другом: поворот во внешней политике Азербайджана, возглавляемого Ильхамом Алиевым, сыном Гейдара Алиева (1993-2013), установившего тесные отношения с США, заключается в том, что, сохраняя ту же самую рыночно-репрессивную политическую систему, эта страна решила пойти на укрепление связей с Россией вместо того, чтобы быть натовской базой на Южном Кавказе, не получая взамен ничего.
Всего лишь два года назад в Азербайджане (в переводе с фарси — Страна Огней) проходила встреча «США—Азербайджан: взгляд в будущее», на которой присутствовали десятки политиков и бизнесменов, в частности, вице-президент Джо Байден, Пол Волфовиц, один из палачей иракского и афганского народов, а также представители около пятнадцати нефтяных компаний, включая BP, Chevron и ConocoPhillips. Ее целью было усиление контроля США и ЕС над углеводородами и этой южнокавказской страной, находящейся у самых границ России.
Россия защищает свое ближнее зарубежье
Как бы там ни было, вектор геополитического развития региона изменился: доктрина Путина, которая в числе прочего предусматривает восстановление влияния Москвы на постсоветском пространстве, уже вовсю претворялась в жизнь и дала следующие результаты:
— США и ЕС не смогли построить газопровод «Набукко».
— Не состоялся проект ГУАМ, военный союз Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии, то есть филиал НАТО в данном районе.
— Пятерка прикаспийских государств единодушно сказала «нет» американскому присутствию.
— Азербайджан вышел из проекта KASFOR, предполагавшего военно-морское сотрудничество с США в Каспийском море.
— В ответ на провокационные действия НАТО на Украине был закрыт северный маршрут доставки военных грузов альянса в Афганистан.
Кроме того, в руках Москвы еще имеются следующие козыри:
— Силы быстрого реагирования, развернутые на побережье Каспийского моря.
— Влияние в анклаве Нагорный Карабах, военная база в Гюмри, Армении, имеющей большое стратегическое значение. Рекомендации США и ЕС Анкаре по поводу сближения с Ереваном и признания геноцида армян (чтобы тем самым вывести Армению из зоны российского влияния) не возымели какого-либо действия и по иронии судьбы лишь увеличили недоверие Баку к Западу.
— Установление контактов с новым президентом-министром Грузии Георгием Маргвелашвили, который в 2013 году сменил на этом посту прозападного Михаила Саакашвили. Весьма многозначительным было и то, что США не оказали военной поддержки Грузии в ходе военного конфликта с Россией в 2008 году.
— Возможность блокировать нефтепроводы Азербайджана в любой момент. В том числе и с территории Грузии.
— Усиление роли Туркменистана (четвертое место в мире по запасам газа) в регионе в ущерб Азербайджану.
— Строительство совместно с Турцией газопровода «Турецкий поток», который будет поставлять газ в Европу и станет конкурентом Трансанатолийского газопровода (TANAP), строящегося при участии США, ЕС и Азербайджана.
— Модернизация российской радарной станции в Габале, открытой еще во времена СССР.
Прочный фронт, в который входят Россия, Иран и Армения, с удовлетворением и беспокойством наблюдает за распадом оси США-Израиль-Азербайджан-Турция.
Джихад + майдан для Азербайджана
Ричард Морнингстар (Richard Morningstar), посол США в Баку, пригрозил Алиеву, что его политика может повлечь за собой бакинский «майдан». Чего он не раскрыл, так это того, произойдет ли в Азербайджане «цветная революция» или государственный переворот. Морнингстар, которого Барак Обама направил в эту зону, чтобы не допустить участия России в энергетических проектах, связанных с Каспийским морем, выдвинул идею создания Южного газового коридора с участием Азербайджана, Турции и Греции. После неудачи со строительством газопровода «Набукко» высказывались предложение доставлять газ с азербайджанского месторождения Шах-Дениз, одного из крупнейших в мире, в Грецию, Албанию и Италию при условии неучастия России в этом проекте.
Разжигание нового конфликта с Арменией на религиозно-этнической почве (например, поддержать сепаратистские устремление талышей, народности иранского происхождения, насчитывающей порядка 300 тысяч человек); всячески муссировать тему пыток в прессе, использовать политзаключенных и трагедию миллиона беженцев, образовавшихся в результате войны с Армений; «борьба с терроризмом» и использование с этой целью джихадистов, которые, благодаря неоценимой помощи со стороны Саудовской Аравии, появились в Азербайджане, чтобы дать США и ЕС повод для вмешательства в дела региона.
Во время своего первого президентского срока Бараку Обаме было важнее заключить с Россией союз против Китая, чем взять под свой контроль бывшие советские республики. Сейчас бесстрашный президент борется и с Китаем, и с Россией. Спровоцировав конфликт на Украине, он теперь открыл еще один фронт на Кавказе.
В Азербайджане уже действуют боевики из группировки Джамаат, связанные с чеченскими боевиками, Кавказским эмиратом и ИГИЛом. Это именно они готовили теракт в Баку на Евровидении 2012 и убили несколько шиитских священнослужителей.
В ответ на вмешательство США и ЕС во внутренние дела Грузии Маргвелашвили закрыл вещание станции «Свободная Европа», отказал в аккредитации ряду европейских СМИ, а также фонду Джорджа Сороса «Открытое общество».
Подытоживая, можно констатировать, что в нынешних условиях ожесточенной войны за газ США снова остались без точки опоры в Евразии.