Прошел почти год с тех пор, как против России были введены секторальные санкции за ее участие в создании замороженного конфликта на востоке Украины. Европейским и американским компаниям было запрещено финансировать российские энергетические фирмы и банки. Им запретили любые совместные предприятия с российским нефтегазовым сектором в сфере разведки и добычи, а также продажу соответствующих технологий и техники. Но если перечень меморандумов о взаимопонимании, подписанных на прошлой неделе на международном форуме в Санкт-Петербурге, дает какое-то представление о реальном положении вещей, то оно заключается в следующем: некоторые очень влиятельные корпорации в ЕС с санкциями покончили.
Например, Газпром, Shell, E. ON и австрийская OMV Group подписали в прошлый четверг меморандум о создании совместного предприятия по строительству нового трубопровода, который, как они надеются, сможет ежегодно перекачивать 55 миллиардов кубометров газа на европейский рынок. Он будет больше действующего «Северного потока», по которому российский газ идет в западном направлении.
«Дополнительные газотранспортные мощности, которые кратчайшим путем соединят газовые месторождения на российском севере с европейскими рынками, обеспечат большую безопасность и надежность поставок по новым контрактам», — отметил на прошлой неделе в своем заявлении глава Газпрома Алексей Миллер.
Акции Газпрома за последние пять дней поднялись на 3,66 процента, превзойдя показатели биржевого индексного фонда Market Vectors Russia. Рынку напоминают о том, насколько важна эта компания для того, чтобы в Европе работали кондиционеры и давали тепло батареи.
С одной стороны, европейские энергетические компании готовятся к окончанию западных санкций, срок действия которых продлен до января. С другой, адвокаты этих фирм денно и нощно трудятся над тем, чтобы они успешно обходили эти санкции посредством различных лазеек.
Главный исполнительный директор Shell Бен Ван Берден (Ben van Beurden) заявил, что Газпром останется важной составляющей европейской энергетической матрицы еще довольно длительное время. «Природный газ останется неотъемлемой частью европейского энергобаланса, и поэтому такие новые проекты важны для удовлетворения спроса на энергоносители, особенно с учетом сокращения газодобычи внутри Европы», — сказал он.
Shell и Газпром на прошлой неделе также подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. Этот документ предусматривает развитие стратегического партнерства между Газпромом и Shell по всем сегментам газовой отрасли, начиная с добычи и кончая переработкой, а также возможный обмен активами.
На санкт-петербургском форуме не были подписаны объявленные сделки с американскими нефтегазовыми фирмами. ExxonMobil вышла из совместного предприятия с Роснефтью на 700 миллионов долларов по разведке и добыче в Карском море из-за санкций Вашингтона против российской компании. Между тем, европейские конкуренты ExxonMobil пробиваются на одно из самых дешевых мест в мире, чтобы заниматься поиском углеводородов.
Санкт-Петербургский международный экономический форму, завершивший свою работу 20 июня в этом северо-западном российском городе, стал свидетельством того, что в России всю музыку по-прежнему заказывают ее ведущие энергетические компании. Все сделки заключают Газпром и Роснефть. Возникает такое впечатление, что частный сектор в этой стране, включая таких любимцев инвесторов, как система платежей Qiwi и сеть супермаркетов «Магнит», просто не существует.
В воскресенье государственные средства массовой информации сообщили о том, что Газпром также заключил с австрийским UniCredit соглашение о кредите на 300 миллионов евро, которое нарушает режим санкций.
В июле прошлого года ЕС запретил своим компаниям подписывать какие бы то ни было новые финансовые сделки с Россией. В сентябре Евросоюз ввел новые ограничения на доступ России к своим рынкам капитала. Согласно введенному режиму санкций, частным лицам и корпорациям из ЕС запрещено предоставлять в России кредиты пяти крупным государственным банкам, включая Сбербанк и ВТБ, а также трем государственным энергетическим компаниям, список которых возглавляет Газпром.
Дополнительные санкции, вступившие в силу 12 сентября, запрещают компаниям предоставлять услуги, относящиеся к выпуску различных видов ценных бумаг и к брокерским взаимоотношениям.
Кроме того, запрещено оказание ряда услуг, необходимых для глубоководного разведывательного бурения на нефть, а также ее добычи в Арктике, и для реализации сланцевых нефтяных проектов в России.