Проходивший в Ереване международный семинар НАТО Rose-Routh стал настоящей ареной открытий. Особенно для министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна. С одной стороны, присутствующие заново открывали для себя нашего министра, с другой — Налбандян вдруг занялся открытием самого себя и словно набрался львиной храбрости, играя на своем поле.
С этой точки зрения, определенная доля вины лежит и на европейских депутатах, участниках этого собрания. Они словно прибыли в Ереван с особым заданием, как говорится, разбередить старое, а конкретнее — напомнить армянам 3 сентября 2013 года, тот злополучный «поворот вокруг своей оси», когда официальный Ереван сделал свой выбор в пользу Евразийского экономического союза. По сути, этот факт глубоко оскорбил западные дипломатические круги, которые посчитали этот шаг крупным провалом и с тех пор не упускают случая, чтобы не упрекнуть Армению и не посочувствовать ей, что она добровольно кинулась в геенну.
Но, как мы уже сказали, в Налбандяне проснулся спящий лев, и эта его неожиданная метаморфоза на сей раз недешево обошлась европейцам. Отвечая на шквальный огонь вопросов, Налбандян сделал такие открытия, что гости воистину пожалели о своей любознательности. Фактически, Налбандян обвинил Евросоюз в откровенном шантаже, прессинге и принуждении. Он заявил, что вся вина за провал Ассоциативного соглашения, а потом и вступление Армении в ЕАЭС, лежит на безответственных европейцах.
В те дни официальный Ереван четко заявил, что желает включиться в интеграционные процессы Евразийского экономического союза и, если это не станет препятствием, то готов развивать отношения и с Евросоюзом. «Мы начали переговоры, они проходили довольно быстро и активно и завершились как в направлении Ассоциативного соглашения, так и Соглашения о всеобъемлющей и глубокой торговле. Но внезапно в Брюсселе пошли разговоры типа: знаете, вам придется выбрать — либо Евросоюз, либо Россия». В ответ на такие предусловия армянская сторона предупредила, что не считает удачной идею о необходимости выбора и что такая позиция может привести к новым обострениям. «Нам сказали, что это цивилизационный выбор, на что я ответил, что свой цивилизационный выбор мы сделали несколько тысячелетий назад», — рассказал глава внешнеполитического ведомства Армении. А уже после этих событий Армения и Евросоюз официальных переговоров не вели, поскольку на это не было соответствующего мандата.
Было бы неверно утверждать, что обнародование таких деталей стало новостью только для участников семинара. Об этом не знали даже многие вообще в Армении. И если посчитали нужным вслух заговорить об этом именно сегодня, значит, Армения ступила на такой политический путь, что позволяет ей в адресованных Евросоюзу месседжах расставлять именно такие акценты. К разговорам о том, что Владимир Путин за одну ночь переориентировал Сержа Саргсяна в его политической ориентации, сегодня можно добавить и такой вариант: «Брюссель за одну ночь заставил Армению отвернуться от него».
А еще одной деталью вдобавок к двум вышеуказанным может стать и третье обстоятельство: ни один из присутствовавших в зале представителей делегации Евросоюза даже не попытался возразить или выступить с контраргументацией на откровения распалившегося Налбандяна.