На площади расположенного на востоке Украины Славянска пьедестал трехметровой высоты отныне пустует. Некогда стоявшую на нем статую Ленина почти что тайком сняли рано утром 3 июня. Часть русскоязычного населения пришла в ярость: эти люди выросли вместе с Лениным, который стал для них соседом, еще одним горожанином. Как бы то ни было, в Славянске огромный бронзовый Ленин превратился в символ сепаратизма. Дело в том, что до прихода регулярной армии город на несколько месяцев стал столицей украинских мятежников.
Окна мэрии выходят на площадь Октябрьской революции. Внушительный мраморный пьедестал теперь выглядит голо в ярком свете первых июньских деньков. «Стало как-то пусто, — говорит секретарша мэра Наталья. — Он никому не мешал. Как по мне, так лучше бы его не трогали. Разобравшись со статуей, не решишь неотложных городских проблем. Несчастный Ленин не имеет к этому отношения». Сидящая неподалеку Юлия придерживается другого мнения: «Она мне не нравилась. Этот хлам мне не жалко».
На востоке Украины полно сохранившейся со времен СССР символики. Причем это не только памятники советскому руководству, но и красные звезды и герои пролетариата вроде Стаханова, которых хватает на стенах местных заводов и городских площадях. Что касается названий улиц и населенных пунктов, они отражают общее российское и украинское прошлое. Оно всегда воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Тем не менее после возникновения конфликта в стране восток и запад вцепились друг другу в глотки, и каждому нужно выбрать лагерь. Правительство решило зачистить историю. Радой были приняты законы о смене названий всех топонимов, которые имеют отношение к СССР. На востоке эта инициатива была воспринята как провокация.
В Славянске все знали, что Ленин в опасности. Ультранационалисты «Правого сектора» не стали делать из этого тайны: прошлым летом, когда украинские военные вновь взяли город под контроль, они пообещали сбросить статую. Просто сказать, да сложно сделать: Славянск для них — враждебная территория. Против них там сформировалось свое сопротивление. В январе сотни демонстрантов окружили памятник, чтобы его защитить. Тем не менее, как объясняет секретарь мэра, бойцы «Правого сектора» не сказали последнего слова: «Они объявили дату сноса, но пришли на два дня раньше».
Начатая ранним утром спецоперация застигла всех врасплох. «В 4:30 утра тут появился отряд "Правого сектора", — рассказывает единственный бывший на площади украинский журналист. — У них была с собой строительная техника, и они толкнули статую под ноги». Всего им потребовалось четыре часа, чтобы сдвинуть колосса. Но что они сделали с добычей?
Ходят слухи, что статую собираются продать, а активисты «Правого сектора» намереваются выручить за нее кругленькую сумму в 20 000 долларов. «Ленин был преступником, — считает тренер по теннису Юрий. — По нему не будут плакать. Можно почтить других героев, которые сегодня для нас куда актуальнее». Он говорит это вдали от чужих ушей, на скамейке в городском парке: «В моем районе многие поддерживают Россию. Я не хочу неприятностей. Кто знает, что может случиться».
От активистов «Правого сектора» в Славянске не осталось и следа. Все их базы находятся в десятках километров от города. Быть может, они увезли статую с собой? Нет, говорят в мэрии, Ленин отдыхает на городской свалке, вдали от посторонних взглядов. На периферии дома несут на себе отпечатки боев: следы от пуль, разрушения. Березы и ивы создают тень как на кладбище времен Второй мировой войны, которую все тут называют Великой Отечественной. За обветшалыми воротами скрывается обширная территория, собственность муниципалитета.
Местного начальника зовут Константин. Он выходит из будки с недоверчиво-насмешливым видом. «Ленин? — широко улыбается он. — А вам зачем? Свою фамилию я вам не скажу, но вы можете сфотографировать статую». По его словам, властям лучше было бы сосредоточиться не на сносе памятника, а на решении настоящих городских проблем: «Я тут родился, был еще членом Комсомола. Я вырос с Лениным. Зачем его снесли? Чтобы наказать Славянск. В других городах все оставили на месте». Ему бы хотелось, чтобы правительство занялось восстановлением домов и поддержкой экономики. «Этот снос абсолютно незаконен», — подчеркивает он.
Старые советские машины, грузовики, тракторы, ВАЗы и ПАЗы, мусор, бетонные блоки... Все это валяется в зарослях травы. Нужно пройти через всю свалку. На другом конце лают пара десятков собак. Статуя лежит лицом вниз между загоном и изгородью. Спереди вандалы забрызгали ее ярко-красной краской. Константин слышал о возможной продаже памятника: «Чтобы купить его, нужно обратиться в муниципалитет. Кому она может понадобиться? Но это хорошая советская бронза, лучшего качества. Чтобы отлить ее, понадобилось задействовать сотни рабочих. Они заслужили наше уважение».
Заместитель мэра Андрей Николаевич не будет лить слез по статуе. Этот загорелый человек в светлом хлопковом костюме смотрит в будущее, в сторону Киева: «Когда сносили памятник Ленину, там был не только "Правый сектор". Там были и другие общественные движения. Большинство людей даже не заметили его исчезновения». К вопросу законности он подходит со всей осторожностью: «В мае мы предложили местной Раде проголосовать по поводу сноса памятника. Но нам удалось набрать только 22 голоса из необходимых 31». Как бы то ни было, принятые в Киеве законы позволили переступить через отказ местных депутатов.
Во время наступления на Славянск был полностью разрушен 151 дом. Кроме того, так или иначе пострадали еще 1 500 зданий. «Но у нас все еще нет компенсационного фонда и государственных механизмов для финансирования реконструкции», — сокрушается Андрей Николаевич. По данным мэрии, средняя зарплата в Славянске не превышает 2 000 гривен, и большинство пострадавших не могут самостоятельно заплатить за крышу над головой или восстановление жилья. Политик возлагает большие надежды на статую Ленина: «Я выставлю ее на аукцион. Быть может, она принесет тысяч сто долларов на строительство новых домов».