ПАРИЖ — В последнее время мир стал свидетелем целой серии попыток делегитимизации Израиля. В начале июня гендиректор французской телекоммуникационной компании Orange заявил на пресс-конференции в Каире, что хочет разорвать контракт с американским партнером, который слишком тесно связан с Израилем. В мае палестинцы добивались исключения Федерации футбола Израиля из ФИФА. Британский Национальный союз студентов недавно принял резолюцию в поддержку бойкота и санкций против Израиля.
Тем временем, в США и Европе набирает обороты кампания с целью запрета продуктов из Израиля. Наконец, многие артисты, следуя примеру Брайана Ино, Элвиса Костелло, Ванессы Паради, Роджера Уотерса и других, громко рассуждают о том, стоит ли им ехать в «оккупированную Палестину».
Ни одно из этих событий само по себе не является значительным. Но все вместе они формируют климат и, возможно, создают некий водораздел.
И это не случайно. Можно отследить, как все эти недавние эпизоды более или менее напрямую связаны с глобальным движением «Бойкот, Разоблачение и Санкции» («Boycott, Divestment, and Sanctions», сокращенно BDS), основанного палестинскими неправительственными организациями (общим числом 171) в 2005. И это хороший повод напомнить тем, кто поддерживают данную кампанию, ее истинную природу.
Считается, что BDS — это всемирное движение гражданского общества, добывающееся уважения к закону, демократии и правам человека. Если это так, то почему его целью является единственная в регионе страна, основанная на этих принципах и, к худшему или к лучшему, но продолжающая в целом быть им верной, несмотря на состоянии войны с соседями на протяжении почти 70 лет? Как так вышло, что этим щепетильным гуманистам нечего сказать о 200 тысячах человек, ставших жертвой сирийского президента Башара аль-Асада, или о преступлениях ИГИЛ, или о массовой депортации христиан из долины Ниневии? Данный список актуальных вопросов можно продолжать и дальше.
BDS — это движение «против апартеида», — следует ответ, — верное методам и духу Нельсона Манделы из Южной Африки. Это звучит прекрасно. Но тогда опять же, почему все внимание на Израиль? Благодаря своей многонациональной политике и обществу, представляющего собой смесь западных и восточных европейцев, американцев и русских, эфиопов и турок, курдов, иранцев и арабов (17 из них заседают в Кнессете), Израиль является полной противоположностью государству апартеида.
Напротив, в Катаре, чьи фонды (наряду с саудовскими аналитическими центрами) обеспечивают львиную долю финансирования движения BDS, 95% рабочей силы состоит из азиатских неграждан, работающих в рабских условиях по системе кафала, которая является близким родственником апартеида.
Возможно, цель в давлении на Израиль, чтобы тот заключил мир с палестинцами, а это, без сомнения, стоит небольшого компромисса с Катаром. Однако в этом случае выбранная мирная стратегия является странной, поскольку давление оказывается лишь на одну из сторон конфликта и вместо поддержки многих израильтян, выступающих за переговоры, предлагается их коллективное наказание в форме исключения из сообщества наций.
Есть только одна реальная формула мира, и она всем известна. Эта формула закреплена Соглашениями в Осло — «два государства для двух народов». Достаточно почитать заявления Омара Баргути, Али Абунима и других активистов движения BDS, чтобы увидеть, что данная формула — это то, чего они совершенно не хотят. Они предпочитают принцип «одного государства» (формулировка Абунима), конечно, под палестинским флагом.
Может, это просто деталь, которую легко проигнорировать, ссылаясь на то, что BDS нацелена «только» на территории, на построенные там еврейские поселения и на товары, которые там производят поселенцы? Это еще одна ловушка для дураков.
Тут опять же достаточно почитать декларацию об основании этого движения от 9 июля 2005 года, в которой говорится, что одной из «трех целей» движения является «защита права палестинских беженцев вернуться в свои дома и владения в соответствии с резолюцией ООН № 194». Это может привести — фактически и по праву — к основанию на этих землях новой арабской страны, которая (и можно в этом не сомневаться) в скором времени проведет этническую чистку, чтобы стать judenfrei, то есть «свободной от евреев».
Наконец, как я могу не напомнить тем, чья память и логика полна прорех, что идея бойкота Израиля совсем не так нова, как кажется? В действительности, она даже старее самого еврейского государства и возникла 2 декабря 1945 года в виде решения Лиги арабских государств, которая безотлагательно использовала его для блокировки двойной резолюции ООН об основании двух государств. В числе подстрекателей этой блестящей идеи были нацистские военные преступники, которые осели в Сирии и Египте, где они обучали своих новых господ маркировке еврейских магазинов и предприятий.
Сравнение не является аргументом. А значение лозунгов не ограничивается полностью их происхождением. Но у слов есть история. И у споров. И лучше знать эту историю, если мы хотим избежать повторения ее самых кошмарных сюжетов.
Правда в том, что движение BDS — это не более чем злобная карикатура на борьбу с тоталитаризмом и апартеидом. У зачинщиков этой кампании нет другой цели, кроме как добиться дискриминации, делегитимации и очернения Израиля, который в их мыслях никогда не прекращал носить желтую звезду.
Добросовестным активистам, которые могли попасться на лицемерные разглагольствования этого движения, я бы сказал лишь одно: в мире слишком много благородных целей, для достижения которых необходимо ваше содействие, чтобы позволить включить себя в список сторонников одной весьма сомнительной. В числе таких достойных целей — борьба с джихадистами, отрубающими головы; спасение женщин и девочек, порабощенных «Боко харам»; защита подвергающихся опасности христиан Ближнего Востока и арабских демократов; и, конечно, стремление к справедливому миру между израильтянами и палестинцами.