Своеобразной частью экономического форума в Санкт-Петербурге стал приезд министра обороны Саудовской Аравии принца Мухаммеда бен Салмана, сына короля и номера два в списке претендентов на королевский трон. Но, прежде всего, это первый контакт России с новым поколением саудовских правителей, которые появились на сцене после смерти короля Абдуллаха в январе.
Исторически это не первые контакты между этими странами, которые по большинству геополитических вопросов стоят на противоположных полюсах: как раз король Абдуллах в 2003 году посетил Москву, а через четыре года Владимир Путин был в Эр-Рияде. Последний же «заметный» след во взаимоотношениях оставил бывший тогда главой спецслужбы Саудовской Аравии принц Бандар ибн Султан. В августе 2013 года он якобы предложил России тайное соглашение о контроле над мировыми ценами на нефть, подтвердив при этом, что Саудовская Аравия контролирует чеченских террористов на Кавказе, которые угрожали терактами на Олимпиаде в Сочи: «Я могу дать вам гарантии защиты Олимпийских игр в Сочи у Черного моря. Чеченские группы, которые угрожают нарушить безопасность игр, находятся под нашим контролем», — заявил, судя по записи Бандар Путину, потребовав взамен от России перестать поддерживать режим Асада в Сирии.
Но теперь в Санкт-Петербург приехали «новые» саудиты, и об их планах говорил уже сам состав делегации, в которой принца Мухаммеда сопровождал министр иностранных дел Адиль Джубайр и, главное, министр нефтяной промышленности Али аль-Наими. Результатов их переговоров с Путиным и его министрами нужно еще подождать, но атмосфера, как казалось, была «продуктивной»: короля Саудовской Аравии Салмана в России, «одной из важнейших стран современного мира» (слова принца Мухаммеда), ожидают осенью, а между тем уже говорят о заинтересованность Эр-Рияда в «российской экспертизе» на строительстве АЭС в Саудовской Аравии и о покупке российского оружия, прежде всего ракетных комплексов «Искандер».
Хотя эта сфера торговли, скорее всего, не будет особенно значимой, потому что свое вооружение Саудовская Аравия традиционно доверяет США и Западу. По информации официального телеканала Al Arabija, в общей сложности делегация Саудовской Аравии подписала в Санкт-Петербурге шесть соглашений о сотрудничестве в ядерной и военной области.
Но намного важнее, и это тем более удивительно, выглядит договор о сотрудничестве по нефти, который в обозримом будущем должен привести к новому росту мировых цен на нефть. «Я оптимист, что касается будущего рынка в ближайшие месяцы с точки зрения продолжающегося улучшения и роста мирового спроса», — заявил министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али аль-Наими, отметив, что «ожидает рост» цен, а это в результате «может привести к созданию нефтяного союза между двумя нашими государствами на благо международного нефтяного рынка, а также добывающих стран и поспособствует стабилизации и укреплению рынка».
Само упоминание о саудовско-российском «нефтяном альянсе» звучит по-своему невероятно, особенно учитывая саудовскую политику, которая уже второй год сбивает цены до минимума — в ущерб России (но и США тоже, как и, фактически, всех других нефтедобывающих стран). Но, с другой стороны, 80-ий Али аль-Наими, живая легенда саудовской нефтяной промышленности, начал свою карьеру в концерне Aramco еще в 11 лет, и его слова не бывают пустыми заявлениями, а главное, не произносятся без согласия короля.
Проблемы и трудности
Наверное, можно констатировать, что международная политика Запада заслужила бы больше доверия, если бы избавилась от ужасающих союзников типа Саудовской Аравии и «скинула» бы их России, тем более что Москва «не загружает» своих союзников всякими соблюдениями прав человека. Но такого поворота в Санкт-Петербурге не случилось. Фактом остается то, что реакционный House of Saud имеет новое руководство, которое может отличаться от предыдущего. По крайней мере тем, что будет стремиться расширить круг возможных «друзей», потому что времена сейчас трудные и проблемы Эр-Рияда в последнее время только растут. Саудовская Аравия приложила руку к дестабилизации ситуации в Ливии, Сирии и Ираке, в меньшей степени — в Египте, но все эти геополитические и реальные поля битв выходят у нее из-под контроля. Из-за низких цен на нефть растет бюджетный дефицит, а большая часть населения супербогатого королевства выживает во все более возмущающей бедности.
Не удается и ограничить иранское региональное влияние посредством незаконной агрессии в отношении бедного Йемена. Напротив, некоторые иранские источники говорят о том, что симпатии к йеменским шиитским хуситам вызвали вооруженный мятеж среди саудовских шиитов против Эр-Рияда. Движение «Ахрар Эн-Наджран» якобы уже заняло одну из баз саудовской армии в одноименной провинции на юге страны. При этом в боях погибло несколько саудовских солдат. Особенных результатов не дала и первая попытка мирного решения йеменского конфликта, хотя предложенная схема была по-своему примечательной: Саудиты относятся к главным спонсорам Аль-Каиды и Исламского государства в Сирии, а в составе делегации, которая от имени йеменского «изгнанного» (саудовского) правительства села за стол переговоров в Женеве, был и некий Абд аль-Ваххаб Хамакани, который значится в списке США среди спонсоров террористов.
Настроения, да и международного доверия в отношении Саудитов (и, разумеется, их союзникам) точно не улучшил сервер WikiLeaks, который начал постепенно публиковать первые тысячи из якобы полумиллиона добытых хакерами саудовских дипломатических депеш. Некоторые документы, например, подтверждают, что Эр-Рияд, как минимум в 2010, но, судя по всему, эта тенденция сохранится, подкупал СМИ в Сирии, Иордании, Кувейте, ОАЭ, Ливане и Мавритании, чтобы «нейтрализовать» их содержание и улучшить свой негативный имидж, поскольку «прямая поддержка иностранных СМИ должна служить политике королевства и его интересам».
Согласно тому же документу, например MTV, ливанский «первый независимый телеканал в арабском мире» правого толка, первоначально должен был получить от Саудовской Аравии 20 миллионов долларов (в итоге, однако, телеканал пришлось продать за 5 миллионов). Эти данные могут объяснить медиакампанию, которая в последнее время акцентирует, например, союз Дамаска с Исламским государством или (без указания источника) привлекает внимание к слабеющей поддержке режима Асада.
Первые опубликованные документы говорят также, например, о российско-саудовской торговле голосами в Совете ООН по правам человека, о стремлении Саудовской Аравии подорвать региональное влияние Ирана и выкупить у египетских «Братьев-мусульман» за 10 миллиардов долларов свергнутого и заключенного в тюрьму диктатора Хосни Мубарака. Или, скажем, приводится доказательство того, что одна из саудовских принцесс улетела из Швейцарии, не заплатив по счетам более 1,5 миллиона швейцарских франков... Эр-Рияд уже призвал своих подданных игнорировать «фальшивую» информацию WikiLeaks и, главное, не распространять ее в соцсетях.
Все это происходит в момент, когда сложности появляются в антиасадовском союзе Саудитов с Израилем и Турцией. После недавних выборов, в которых партий турецкого президента Эрдогана потеряла парламентское большинство, скажем, согласно анализу YaleGlobal, есть два варианта коалиции: президентская AKP может объединиться с крайне правой Партией националистического движения или войти в коалицию с двумя левыми партиями, в том числе курдской Демократической партией народов. В первом случае можно ожидать значительно более жесткой позиции в отношениях со всеми соседями Турции: начиная с Греции вплоть до Израиля и Сирии, — а также более жесткая позиция в отношении курдов. Во втором случае AKP придется ослабить свою связь с исламистами и джихадистами и пойти навстречу курдам, в том числе сирийским. В обоих случаях те связи, которые Турция выстраивала в регионе с момента арабской весны, будут с большой долей вероятности меняться.
Обиженные хуситы
Невзирая на перечень проблем Саудовской Аравии, можно предположить, что Эр-Рияд не пойдет на сближение с Москвой «за так»: как минимум с точки зрения той поддержки, которую Россия по-прежнему оказывает режиму Асада в Дамаске. А попытки свергнуть его Саудиты предпринимают вот уже пятый год. Тем не менее, в Санкт-Петербурге Путин заявил в адрес Сирии лишь то, что он готов «подталкивать» Башара Асада к проведению более масштабных политических реформ и к дискуссиям со «здоровой оппозицией». В политическое решение сирийского кризиса, согласно России, не должны вмешиваться западные интервенты (за исключением ударов по ИГИЛ). Путин заявил: «США поддерживают Ирак, обучают армию. Двумя-тремя ударами ИГИЛ захватил столько оружия, что у иракской армии его нет в таком объеме. И все это при поддержке США».
Подобная позиция вряд ли удовлетворит Саудовскую Аравию, но, с другой стороны, Москва совершенно точно не захочет портить исключительно хорошие отношения с ближневосточными шиитами, а до этого один шаг: из-за запланированной покупки Саудовской Аравией российского оружия визит в Россию отменила делегация йеменских повстанцев, которые считают, что тем самым «Россия становится на западный путь защиты собственных интересов в ущерб других».
Но при всем при этом похоже, что Кремлю не обязательно вступать с Саудовской Аравией в какой-то серьезный союз, потому что в настоящее время этот союз нужен больше не России, а Саудовской Аравии. Тем более что кризисная девальвация рубля не слишком снизила российские рублевые доходы на фоне низких цен на нефть, которые и так не могут всегда оставаться низкими.
С другой стороны, понятно, что любой рост российского влияния в регионе Москве, конечно, на руку. Саудовская Аравия, будучи верным, но в последнее время все более упрямым вассалом Соединенных Штатов на Ближнем Востоке, во многих вопросах оказалась в тупике и ищет пути выхода из него. В каком направлении будет развиваться ситуация на Ближнем Востоке, предсказать трудно, то точно одно — новые события не заставят себя ждать.