В минувшую пятницу мы посвятили нашу колонку гигантскому проекту «Нового Шелкового пути». В той статье, как и в наших предыдущих статьях об Азиатско-Тихоокеанском регионе и Евразии, мы обратили внимание на сближение Китая и России.
Ожидается, что в текущем году объем торговли между двумя этими странами, которые какое-то время назад объединились против американской гегемонии, достигнет 100 миллиардов долларов, а к 2020 году удвоится. 8 мая мы стали свидетелями того, как с подписанием документа о сотрудничестве в рамках «Шелкового пути» стала еще крепче цепочка сделок, пропитанных энергией российского нефте- и газодобывающего сектора. Другим важным событием, которое недавно привлекло внимание экспертов, стало получение российским банковским сектором кредита «в юанях».
Россия обращается к юаню
Сославшись на этот пример, подчеркнем, что сотрудничество России и Китая существует не только в торговой сфере. В последнее время Россия и Китай сосредотачиваются на финансовом взаимодействии. Вспомним, что еще в октябре прошлого года Москва и Пекин сделали шаг в сторону осуществления своей мечты — освобождения от западной валюты во взаимных расчетах. Центральные банки двух стран заключили соглашение о валютных свопах с целью оживить торговлю в национальных валютах. Сразу же после этого, в минувшем ноябре, крупнейший российский банк Сбербанк начал производить аккредитацию компаний в юанях.
А недавно Сбербанк сообщил как о том, что эти практики успешно реализованы, так и о постепенном укреплении сотрудничества с китайскими банками. По данным банка, российские фирмы тепло приняли контракты на основе юаней, новая цель — контракты в рублях.
Долгосрочная стратегия
Самый показательный пример в этом смысле — российский энергетический гигант «Газпром». Компания мечтает максимально избавиться от доллара в торговле. В этой связи продолжаются переговоры об использовании юаней и/или рублей при выполнении энергетических контрактов, заключенных с Китаем.
С другой стороны, заявления, которые в последнее время были сделаны российским министром финансов, указывают на то, что Россия смотрит на этот вопрос в долгосрочной перспективе. Министр сообщил, что стороны тщательно прорабатывают идею облигаций, номинированных в юанях, а Центральный банк России заявил о работе над новым финансовым инструментом на основе юаня.
Конечно, использовать юань менее удобно, чем доллар. Это значит, что у российских государственных учреждений, Газпрома или других фирм должны быть веские причины, чтобы, несмотря на это, настаивать на конвертации валюты.
Главная из них — как известно, санкции. Предполагается, что если российская экономика, которая при санкциях и так весьма ослабла и сократилась, предпочтет юань западным валютам в торговле, то это позволит снизить риски. Важным элементом здесь можно назвать возможность сохранять стойкость и стабильность перед лицом растущих рисков на мировых рынках, особенно связанных с политикой ФРС США. Кроме того, ожидается, что использование юаня позволит сократить расходы каждой из сторон. Между тем не будем забывать, что у Китая уже есть опыт торговли в национальных валютах в обход доллара, в частности, с Японией.
Мечта Китая о резервной валюте
Стоит помнить, что долгосрочная цель Китая и России — объединение против господства США. Планируется, что одним из столпов двустороннего сотрудничества, которое получило в прошлом году новый импульс, станут финансовые трансформации. Есть мнение, что юань — сила, потенциально способная положить конец власти доллара в мире.
Конечно, здесь же китайская мечта о том, чтобы открыть юань для более широкого использования на мировых рынках, сделать его резервной валютой. Сегодня порядка 63% резервов центральных банков стран мира номинированы в долларах. За долларом следует евро (22%). Доля фунта стерлингов и йены — около 4%, канадского и австралийского долларов — 2%. Похоже, что в будущем Китай хочет взять крупный кусок этого пирога и разрушить силу доллара.
Сегодня Китай спешит подбросить юань в валютную корзину SDR (специальные права заимствования). Если конечная цель — превращение в резервную валюту, то это очень важный шаг. Несколько недель назад команда МВФ ради этого дела посетила Пекин, где ее ждал готовый доклад, излагающий план по интернационализации юаня. Как вы понимаете, Китай серьезно взялся за дело и с нетерпением ждет ответа от МВФ. Если Пекину удастся успешно преодолеть этот критический порог, центральные банки мира вполне могут захотеть хранить юань в своих валютных резервах.
С другой стороны, несмотря на усердную работу Китая, для реализации этих планов, претендующих на власть над мировой экономикой и бросающих вызов Америке, требуется много труда и времени. И, что еще важнее, эти планы, похоже, не всем по нраву.