Москва – Москвичка Полина Певнева впервые поехала в Лондон изучать английский язык девять лет назад. Прошли времена, когда амбициозные молодые россияне переполняли самолеты, улетая на лето с целью совершенствования своих языковых навыков, и чтобы построить свое будущее вместе с Западом.
Этим летом Певнева повторит свое путешествие, но на сей раз ей будет довольно одиноко, потому что число россиян, изучающих английский за границей, резко уменьшилось. Точно так же угасли надежды на то, что Россия пойдет западным путем. Изучение летом английского в традиционных британских деревнях было обыденностью и любимым времяпрепровождением для молодых россиян из среднего класса. Но сейчас количество россиян на летних курсах во многих британских школах уменьшилось наполовину по сравнению с прошлым годом.
Из-за ослабления рубля учеба за границей для многих россиян стала невозможна. Некоторые родители опасаются, что их дети подвергнутся антироссийским преследованиям. Другие, в том числе, российский министр культуры, говорят, что россияне в своем стремлении выучить иностранный язык забывают свой собственный.
Снижение количества обучаемых может иметь далеко идущие последствия, причем даже после снижения нынешней напряженности. Более двух десятков лет программы зарубежного обучения позволяли россиянам впитывать западный образ жизни и приносить его в свою страну. Однако у нового поколения будет меньше возможностей для закрепления языковых навыков. В эпоху, когда российские средства массовой информации в международных новостях рисуют резко антизападную картину, знание английского дает россиянам иную перспективу.
«Может, не всем людям нужно знать его очень хорошо, - говорит 20-летняя Певнева. – Но россияне и люди во всем мире должны понимать английский язык, чтобы общаться».
Певнева, изучающая международные отношения в российском государственном университете для будущих дипломатов, рассказала, что один из ее лучших друзей хотел поехать летом в Британию на учебу. Но поездка оказалась ему не по карману, потому что рубль за прошлый год на треть подешевел по отношению к британскому фунту. Зимой, когда многие россияне составляли планы на лето, рубль был даже слабее, чем сейчас.
Когда Певнева прошлым летом училась две недели в Лондоне, она встретила там очень мало россиян. В этом году их будет еще меньше. Такая тенденция полезна, чтобы сосредоточиться на английском, поскольку теперь в Англии меньше соблазна говорить на родном языке. Однако Певнева говорит, что в прошлом году она «скучала по России и по русским».
Школа, где планирует учиться Певнева, называется International House London. Ее представители говорят, что в этом году количество заявок на обучение от взрослых людей в возрасте от 18 до 35 лет уменьшилось на четверть, в то время как количество учеников младшего возраста возросло.
Сейчас, когда Россия сменила свои устремления, изменились и планы у Певневой. Учеба за границей позволила ей поставить хорошее произношение, и она намеревалась сосредоточиться на английском, когда прошлой осенью приступила к учебе в университете. Но сейчас, когда Россия вовсю трубит о своем развороте в сторону Азии, наставники Певневой убедили ее заняться изучением китайского. Английский девушка теперь подтягивает в свободное время.
«Конечно, английский язык важен, но Китай теперь великая страна, и между нашими странами по-настоящему хорошие отношения», - говорит она.
После распада Советского Союза Британия стала главным пунктом назначения для состоятельных россиян. Поток российских денег поднял цены на недвижимость в шикарных лондонских кварталах. Даже в антизападном ближайшем окружении российского президента Владимира Путина много людей, которые отправляют своих детей в британские частные школы. Большинство родителей предпочитает Британию Соединенным Штатам по той простой причине, что от Москвы до Лондона лететь всего три с половиной часа.
Но Путин вынуждает россиян возвращать свое состояние на родину, а поскольку конфликт с Западом усиливается, на связи с Европой и США теперь смотрят едва ли не как на подрывную деятельность. Теперь школьники вместо Парижа и Лондона ездят в Сочи и Крым, всячески поощряемые российским руководством, которое хочет дать этим регионам толчок к развитию. Осенью Россия сократила свое участие в финансируемой Госдепартаментом многолетней программе студенческого обмена, которая давала подросткам возможность в течение года учиться в американских школах.
А некоторые российские руководители настаивают на сокращении учебного времени, выделяемого на изучение иностранных языков, заявляя, что его следует передать на изучение русского языка.
«Мы сейчас все больше изучаем иностранные языки, и это, конечно, прекрасно, - заявил в прошлом году российский министр культуры Владимир Мединский. – Но это не должно идти в ущерб изучению русского языка, нашей литературы и, я подчеркиваю, нашей общей истории».
Британские языковые школы в срочном порядке пытаются как-то отреагировать на снижение числа обучаемых, поскольку им чрезвычайно выгоден наплыв учеников из России, которые считают аристократический выговор показателем привилегированности. Крупная сетевая образовательная организация Skola объявила этой зимой, что замораживает стоимость обучения и будет взимать ее по прежнему обменному курсу. Практически это означает снижение цен в фунтах. Другие просто надеются, что это временные изменения. А некоторые российские фирмы, занимавшиеся программами обучения за рубежом, теперь переходят на преподавание русского языка для трудовых мигрантов. В первые три месяца 2015 года количество российских заявлений на получение краткосрочных студенческих виз в Британию уменьшилось на 70 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года, о чем свидетельствуют данные британской правительственной статистики.
«Каждая школа ощущает последствия. Все сводится к рублю», - говорит управляющий директор агентства Bucksmore Education Мэтью Тиге (Matthew Tighe). Оно предлагает летнее обучение английскому языку в древних классных комнатах Кембриджа и Оксфорда. Россиян в его школе всегда было больше всех остальных, отмечает Тиге, но в этом году они опустились на третье или четвертое место.
«В большинстве школ сокращение числа обучаемых составляет 30-40 процентов», - говорит он.
Некоторые студенты из России рассказывают, что опыт обучения за рубежом открыл для них новые миры. Они сожалеют о том, что за границей учится все меньше их сверстников.
Когда 18-летняя Елизавета Кузьмина два года назад впервые поехала летом в Британию изучать английский, она старалась отыскать русских, чтобы общаться с ними в свободное время.
«Я боялась. Я была одна, без друзей», - рассказывает девушка. Но вскоре она поняла, что говорить по-английски с людьми из других стран это лучший способ быстро выучить язык. Вернувшись в Россию, она загрузила кучу песен на английском языке. Кузьмина запоем смотрела такие сериалы как «Сплетница» и «Во все тяжкие».
Она только что завершила годичное обучение в городе Оксфорде в институте, который готовит людей к экзаменам, позволяющим поступить в британские университеты. Каждый вечер перед ужином она общалась по «Скайпу» со своими родственниками, которые показывали ей из окна виды ее замерзшего родного города Челябинска, известного как ворота в Сибирь.
«Это два разных мира. Оксфорд очень роскошный, очень древний английский город, - сказала она. – Челябинск он моложе, и там много высоких зданий».
Зимой мать присылала ей фотографии сибирского снега, снеговиков и заснеженных холмов, просто чтобы напомнить о доме. А в Оксфорде снег выпал лишь один раз, да и то растаял через два часа. Но Кузьмина успела его сфотографировать и отослала снимки домой.
«Я хотела дать ей возможность открыть для себя мир», - сказал ее мать, 39-летняя Наталья Кузьмина, работающая в Челябинске нотариусом. Но ее беспокоило то, что геополитическая напряженность может вылиться в антироссийские настроения, в том числе, по отношению к ее дочери.
«Однако дочь сказала, что ничего такого нет, и что отношение к ней прекрасное», - заявила Наталья Кузьмина.