По большому счету, французскому правительству уже давно пора было открыть глаза: когда в 2013 году стало известно, что мобильный телефон канцлера Ангелы Меркель (Angela Merkel) прослушивался американской разведкой, все говорило в пользу того, чтобы организовать тщательную проверку собственных средств коммуникации. Упущение со стороны Франсуа Олланда? Или же результаты проверки были просто засекречены? Сейчас, когда после долгого перерыва к разоблачениям Wikileaks вновь приковано внимание общественности, возмущению в Париже нет предела.
«Это действия, неприемлемые между союзниками», — заявляют представители трех поколений французских президентов, ведь, похоже, история со шпионажем началась еще тогда, когда у власти был Жак Ширак. То и дело раздаются голоса, на разный мотив повторяющие сказанную некогда Ангелой Меркель фразу: «Шпионить за друзьями никак нельзя!». Что, однако, не мешает американскому Агентству национальной безопасности (АНБ), как всем хорошо известно, прохаживаться со своим гигантским пылесосом, засасывающим данные, по всем мировым столицам — без разницы, друзья там живут или враги.
Встречи с Меркель — это просто шоу?
Пока все разоблачения, конечно, неприятны и вызывают неловкость, но не являются чем-то из ряда вон выходящим. К примеру, информация о том, что Франсуа Олланд уже в 2012 году опасался того, что Греция может выйти из еврозоны, что в этой стране произойдет политический сдвиг влево, свидетельствует, пожалуй, о политической дальнозоркости президента. Он уже тогда предвидел грядущую трагедию.
Тем не менее ему, конечно, неприятно — ведь его оценка действий канцлера ФРГ была далеко не лестной: Меркель якобы была абсолютно зациклена на соблюдении правил еврозоны, махнула рукой на Грецию, а все встречи с ней были похожи на шоу. Из-за таких высказываний у греческих сторонников заговоров может открыться второе дыхание. По данным Wikileaks, Олланд тогда попытался установить тайные контакты с немецкими социал-демократами, чтобы найти себе союзников в деле спасения Греции. Все это — истории, которые любое правительство предпочло бы не афишировать.
В остальном секретные досье, по большому счету, полны банальностей. То, что предшественник Олланда Николя Саркози на удивление тщеславный человек, мало кого может удивить. Он якобы сам нарек себя «спасителем евро» — заблуждение, которому поддались многие европейские главы правительств. Подобные «разоблачения» в политических кругах Парижа могут вызвать только смех.
Однако Саркози, известный как «друг Израиля», наверняка, не хотел бы делать достоянием общественности тот факт, что в 2011 году он якобы пытался реализовать собственную ближневосточную инициативу. И для этих целей Саркози стремился установить секретные контакты с Москвой и палестинскими лидерами. Wikileaks пообещала вскоре представить новые секретные досье, возможно следующие истории будут более скандальными.
Кризис доверия к США
Что на самом деле имеет значение, так это политические последствия этой, не особенно вызывающей удивление, аферы с прослушкой в Париже. Речь идет о потере доверия. Сразу после войны в Ираке, в которой Франция во главе с Жаком Шираком не желала участвовать, французско-американские отношения переживали глубокий кризис. Ситуация начала меняться после избрания президентом Барака Обамы — прежде всего потому, что Вашингтон начал ценить Францию в качестве нового партнера в решении военных вопросов.
Сегодня готовность Парижа предоставить свои войска для миссий на Ближнем Востоке выше, чем у Великобритании. И это возросшее доверие, тесное сотрудничество между Францией и США, если и не ставится полностью под сомнение, то уж точно переживает не лучшие времена. Реакция президента Франсуа Олланда была резкой и возмущенной: посол США был вызван во французское внешнеполитическое ведомство, чтобы прояснить ситуацию — среди друзей самая жесткая мера, которая есть в дипломатическом арсенале.
Добро пожаловать в наш мир!
Кроме того, президент Франции напомнил Обаме его обещание, данное в 2013 году, в том числе и правительству в Париже: пока он находится у власти, подобная практика не повторится. Перед руководством французских спецслужб сейчас стоит задача, среди прочего, выяснить в Вашингтоне, соответствует ли это действительности. Ведь кто, после всего случившегося, может верить еще одному американскому президенту?
Вероятно, одним из последствий станет также своего рода «гонка вооружений» среди спецслужб: новые, защищенные от прослушивания линии, новейшие методы шифрования данных должны обеспечить по крайней мере членам правительства безопасную коммуникацию. Потому как с позиции обычного французского гражданина, на фоне всех этих разоблачений можно ответить лишь с едким сарказмом: добро пожаловать в наш мир, господин президент! Мир, где больше не существует тайн, где тотальная слежка за каждым уже стала обычным делом, где право на личную жизнь просто игнорируется.
Ущерб доверию, который американские спецслужбы наносят, используя свои беспринципные методы, огромен. Выгода, полученная ими в результате прослушивания, вряд ли настолько велика. И это именно тот случай, когда цель ни в коей мере не оправдывает средства.