«Армия с людьми и для людей!», «Военный — это круто и опасно!» — эти лозунги взяты не с сайта министерства обороны, они опубликованы на странице главного российского рок-фестиваля «Нашествие», до недавнего времени — абсолютно мирного и даже пацифистского события.
На фоне обострения отношений с Западом военная риторика в России нарастала год от года, но с началом вооруженного конфликта на востоке Украины пропаганда стала появляться там, где раньше ее сложно было представить.
Это не первое «Нашествие», в котором участвуют военные — они приедут на него в третий раз. Однако сейчас фестиваль состоится на фоне целой серии масштабных пропагандистских проектов, таких как официальное празднование 70-летия Победы с парадом экспериментальной бронетехники на Красной площади, строительство парка «Патриот» в Подмосковье и форум «Армия-2015», который уже прошел на его территории.
В ближайшие месяцы в России ожидается еще множество различных мероприятий, которые тоже будут так или иначе связаны с военной темой — исторический фестиваль «Поле боя», Петербургский военно-морской и Московский авиационный салоны. Даже один из старейших в России музыкальных фестивалей бардовской песни — Грушинский — тоже будет посвящен теме войны, и на нем будет отдельно представлена программа военных песен.
Эта пропаганда приносит плоды — статистика свидетельствует о беспрецедентном росте популярности военных в российском обществе. Армию уже называют «опорным институтом» общества, а в военной среде открыто идет обсуждение сценариев противостояния с США: называют эту страну «вероятным противником» и ищут возможности его уничтожения.
Ребрендинг
Чтобы добраться из центра Москвы на машине до парка «Патриот», надо проехать мимо Бородинской панорамы, миновать Триумфальную арку и следовать далее мимо Поклонной горы с ее памятниками солдатам Первой мировой, Парком Победы, бронетехникой, выставленной под открытым небом в музее и просто на дорожках. Этот путь сразу настраивает на патриотический лад.
Далее вдоль шоссе эффект усиливают рекламные щиты форума «Армия-2015», который проходил на прошлой неделе, и других военно-патриотических проектов.
По дороге тема войны проявляется в самых неожиданных местах: в небольшом магазинчике на заправке на витрине ходовой товар — пилотки, камуфляжные куртки, вымпелы с эмблемами видов вооруженных сил, детское игрушечное оружие и одежда в стиле «милитари».
Реклама форума «Армия-2015» висела в метро, ее активно показывали по российскому телевидению. Перед началом «Армии» скептики предсказывали не очень высокую посещаемость, учитывая довольно отдаленное расположение парка, но вышло иначе. В дни работы форума огромная парковка была забита до отказа, а танков и самоходных установок порой было не разглядеть из-за облепивших их детей и взрослых.
«Армия-2015» стала главным пропагандистским проектом вооруженных сил, которые за последний год сумели провести, говоря языком маркетинга, полноценный ребрендинг. Это включало в себя, собственно, создание бренда «Армия» с полноценным логотипом и слоганом «Никто лучше нас», новой формы, даже нового рисунка камуфляжа и оттенков окраски авиации и бронетехники.
Венцом этого процесса стал отдельный самостоятельный бренд «Вежливые люди», рожденный в ходе военной операции по аннексии Крыма (в которой доходило до боевых столкновений). Этот бренд, очевидно, так понравился в министерстве обороны, что его стали активно продвигать и после аннексии полуострова — диктор во время показа на полигоне «Армии-2015» даже называл оглушительно стреляющие танки «вежливыми».
В рамках этого «вежливого» бренда изменилось отношение военных на выставке к гражданским — оно стало подчеркнуто дружелюбным. Людей, особенно детей, встречали приветливые и разговорчивые офицеры с указками. Люки танков, самоходок, бронетранспортеров были гостеприимно распахнуты — с военной техникой разрешалось делать все что хочешь.
«Смыть США»
При этом на конференциях, которые проходили в рамках форума «Армия-2015» с участием экспертов, представителей генштаба и минобороны, настроения разительно отличались от того, что происходило на «вежливой» экспозиции буквально в нескольких метрах по соседству.
Замминистра обороны России Руслан Цаликов на одном из заседаний заявил, что российский военнослужащий — «воплощение всего лучшего, что есть в нации», а отношение к военным «к счастью, улучшилось», но это не значит, что Россия собирается кому-либо угрожать.
«Это не отражает какие-то воинственные настроения. Это не показатель того, что мы кинулись на всех и всем угрожаем. Мы как были, так и остаемся мирными людьми, риторика наша правильная и мирная. А сила нам нужна только для того, чтобы иметь право эту риторику отстаивать», — сказал он.
Однако риторика других ораторов на форуме была яркой, недвусмысленной и отнюдь не мирной.
«Американцы — наш потенциальный противник», — заявил член комитета Госдумы по обороне Вячеслав Тетехин. В другой момент он назвал их «заклятыми партнерами». По словам депутата Госдумы, США ведут Третью мировую войну с 1999 года, и следующее нападение стоит ждать в Иране, а затем на очереди Россия.
Другой участник конференции о войнах будущего — председатель Союза геополитиков Константин Сивков — в интервью Би-би-си сказал, что было бы неплохо реанимировать советский проект про расположению сверхмощных ядерных зарядов, способных инициировать волну высотой несколько сотен метров, «которая способна была смыть территорию Соединенных Штатов и обратной волной всю Европу вместе с Англией».
Сомнений в том, что США ведут подрывную работу против России и являются ее вероятным противником, не было, кажется, у большинства выступавших, причем среди них были не только независимые эксперты, но и сотрудники государственных ведомств, МИД, преподаватели Академии генштаба.
Доцент кафедры государственного управления и национальной безопасности Академии генерального штаба Александр Лихоносов в своей лекции сравнил синергетический эффект от присоединения Крыма с победой в Великой отечественной войне. В том же докладе он обвинил США в организации «цветных революций» по всему миру.
Впрочем, на форуме этот тезис был в мейнстриме.
Милитаризация «сверху» или «снизу»?
Как заявил, приводя данные статистики, первый заместитель гендиректора ВЦИОМ Константин Абрамов, российская армия уже является отчасти «опорным институтом развития государства», и в перспективе эта роль может развиваться.
Однако, как полагает политолог Дмитрий Орешкин, маятник российской истории всегда качался между двумя крайними точками: милитаризацией общества и экономики — и либеральными реформами.
«Сейчас в России наблюдается волна милитаризации общества. Вполне предсказуемая, поскольку ключевые посты во власти принадлежат силовикам, у них своя культура видения мира, они искренне полагают, что речь идет о конфликте Запада и России», — считает Орешкин. По его словам, такой исторический период неизбежно следует за «либеральным».
Научный сотрудник Центра независимых социологических исследований Борис Гладарев в интервью Би-би-си сказал, что считает, что в такой ситуации первично скорее желание жителей страны почувствовать некую внутреннюю силу внутри государства.
Социолог считает, что это свидетельствует о «провинциальности» сознания среднего россиянина, который уверен, что за пределами его государства все таит в себе угрозу.
«Это особенность общества, которое не включилось в большой, глобальный мир. Конечно в столицах, городах-миллионниках есть люди, которые мыслят себя как часть большого мира, но остальная страна, муниципальная Россия, за постсоветский период стала более провинциальной», — сказал он.
Кроме того, по словам социолога, в настоящее время в стране очень сильны ностальгические воспоминания о советском прошлом. «Когда мы были великой страной, все могли, нас все уважали и — обратите внимание — боялись», — пояснил социолог.
Советская страна, по словам Гладарева, неразрывно связана с милитаризмом и мобилизационной, военной экономикой.
Рок-н-ролл «за»
По данным ВЦИОМ, если в 2006 году образ российской армии одобряли 32% россиян, то в 2015 году этот показатель вырос до рекордных 80%. Судя по двум последним фестивалям «Нашествие», наличие танков на рок-концерте не отталкивает ни зрителей, ни большинство из участников.
Многие рок-музыканты поддерживают нынешнюю политику Кремля, но даже и те, кто известен своей активной гражданской позицией, те, кто раньше открыто критиковал власть, не отказались выступить в этом году на фестивале, в рамках которого будет проводиться военная пропаганда.
Дмитрий Спирин из группы «Тараканы» сказал Би-би-си, что отсутствие группы на фестивале вряд ли кто-нибудь заметит и оценит. «А вот само наше выступление может стать антипропагандой. Выступление на сцене такого крупного фестиваля, это, как ни крути, рупор, которым можно воспользоваться в своих целях — если не проговорить что-то, то, как минимум, пропеть», — считает Спирин.
Так поступил год назад Борис Гребенщиков. На сцене «Нашествия-2014» он призвал зрителей не поддаваться пропаганде.
«У нас с рок-музыкой соединилось Министерство обороны, поздравляю! Представляете, что будет дальше, каких любопытных гибридов можно ждать в будущем? Берегите себя, не позволяйте себе впаривать всякие вещи, а?», — цитировала его слова «Новая газета».
В программе 2015 года отсутствуют несколько громких имен, таких как ДДТ или тот же «Аквариум», но причины, по которым они не приедут на «Нашествие», неизвестны.
Открыто, публично отказался выступать в этом году только лидер «Машины времени» Андрей Макаревич. В интервью Би-би-си Макаревич сказал, что не может понять смысла массовой милитаристской пропаганды.
«Одно дело, если бы мы всерьез готовились к какой-то большой мировой войне. Я убежден, что нашей власти хватает ума понимать, что это глупость полная. В момент этого обнищания кидать остатки средств на никому ненужные ракеты. А раз они не собираются всерьез воевать с НАТО, я надеюсь, мне непонята вся эта истерика о том, что мы окружены врагами и так далее», — сказал он.
Обязанность или долг?
Впрочем Андрей Макаревич не считает российское общество милитаризованным. «Общество у нас многослойное. На кого-то эта микстура действует, у кого-то вызывает раздражение и печаль», — сказал он Би-би-си.
Константин Абрамов из ВЦИОМ, выступая на форуме в Подмосковье, также сказал, что несмотря на положительную динамику в отношении общества к армии, существует, по мнению социологов, два вероятных сценария развития этого отношения — превращение армии в некий системообразующий институт, который будет определять развитие государства, или второй сценарий, в котором «общество остывает, снижается легитимность армии и ее эмоциональная поддержка».
При этом цифры, которые привел Абрамов, говорят о том, что при восьмидесятипроцентном одобрении армии в России только 12% знают о том, что происходит внутри нее, а 33% не знают об этом ничего.
Кроме того, как рассказал Абрамов, интерес к вооруженным силам также скорее «фоновый», служба по контракту привлекает больше деньгами, нежели другими ценностями, а сама служба воспринимается больше как обязанность, нежели как долг.