Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Очевидное — невероятное: Россия создает субмарину пятого поколения

Амбициозная программа российского кораблестроения до 2050 года: поверим, когда увидим

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По словам генерального директора Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимира Дорофеева, его компания разрабатывает новую субмарину, делая это в рамках смелой российской программы военного кораблестроения, рассчитанной до 2050 года. Это, однако, не первый раз, когда кораблестроители РФ заявляют, что строят субмарину нового поколения.

ТАСС на прошлой неделе сообщило, что Россия разрабатывает ядерные подводные лодки нового поколения. По словам генерального директора Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимира Дорофеева, его компания ведет работу по созданию новой субмарины на основе «сетецентрической системы», делая это в рамках смелой российской программы военного кораблестроения, рассчитанной до 2050 года.

«Работы над пятым поколением уже ведутся. Проект будет осуществлен после того, как будет реализовано строительство серии атомных подводных лодок „Ясень“», — сказал Дорофеев.

За последние два года российская кораблестроительная отрасль неоднократно делала заявления о том, что она работает над субмаринами нового поколения.

Так или иначе, завершения строительства лодок «Ясень» еще придется подождать. Эти высокоавтоматизированные ударные подводные лодки водоизмещением 13 800 тонн и длиной 120 метров должны были прийти на смену более старым многоцелевым атомным субмаринам советской эпохи к 2020 году.

Однако заоблачная цена этих лодок, которые в два раза дороже новых ПЛАРБ типа «Борей», привела к тому, что на сегодня в строй вошла лишь одна из восьми таких многоцелевых субмарин с крылатыми ракетами на борту. Еще три или четыре лодки могут быть построены к 2020 году.

Первая из шести многоцелевых ударных атомных лодок, которые планируется ввести в состав подводных сил на Дальнем Востоке в предстоящие десять лет, поступит на вооружение Тихоокеанского флота не ранее 2017 года. На российском Северном флоте в настоящее время есть одна субмарина проекта «Ясень» — К-329 «Северодвинск» (так в тексте, обозначение «Северодвинска» К-560 — прим. перев.), но к 2020 году в его состав планировалось передать шесть лодок этого проекта, хотя сейчас это кажется маловероятным с учетом состояния программы строительства «Ясеней».

Из-за таких задержек в российском ВМФ было принято решение о модернизации к 2020 году десяти подводных крейсеров стратегического назначения проекта 971 «Акула» и лодок проекта 949А «Антей».

Информации о возможных характеристиках российской подлодки пятого поколения очень мало. В 2013 году КБ «Малахит» объявило, что она будет иметь новые характеристики малозаметности, новую технологию снижения шума, автоматизированные системы управления и оружие большой дальности.

Но давая на прошлой неделе интервью, Дорофеев предупредил, что не все на новой субмарине будет строиться по революционным новым технологиям: «Реактор [подводных лодок] будет безусловно строиться на новых принципах, но революции не будет, да она и не нужна». Он также отметил, что хотя размеры и скорость лодки остаются важными параметрами, они утратят свое первостепенное значение.

В условиях тех финансовых ограничений, которые возникли в российской военной промышленности, и общей неудовлетворенности состоянием строительства «Ясеней», новая лодка пятого поколения будет, по всей вероятности, меньшего размера, и на ней будет меньше ракет по сравнению с субмаринами проекта «Ясень».

Как я уже писал ранее, главнокомандующий российским ВМФ адмирал Владимир Чирков заявил в марте этого года, что пауз в проектировании и строительстве российских подводных ударных сил нового поколения не будет.

«Мы сформулировали задачу перед оборонно-промышленным комплексом по созданию атомных подводных лодок пятого поколения. Эти работы уже ведутся. Пауз в развитии и проектировании новых подлодок не будет», — отметил адмирал.

По словам Чиркова, это обусловлено «объективным графиком и цикличным характером использования кораблей и подводных лодок, а также стремительным развитием кораблестроительных технологий и научно-техническим прогрессом в области подводного судостроения. (...) Этот процесс сопровождается работой по поддержанию боевой готовности стратегических атомных лодок существующих проектов и их основного вооружения».