В ходе своего визита в Эстонию во вторник, 23 июня, министр обороны Эштон Картер (Ashton Carter) официально заявил, что США направляют свои танки, бронемашины и другое военное оборудование в шесть государств-членов НАТО в Прибалтике и в Восточной Европе. Впервые с момента падения железного занавеса Вашингтон разместит свое тяжелое оружие на территории, которая некогда находилась под контролем Москвы. Вместе с новыми силами быстрого реагирования и серией крупных военных учений, состоявшихся в июне, размещение военного оборудования на территории бывших сателлитов Советского Союза стало частью «наиболее масштабного укрепления сил НАТО с момента окончания холодной войны».
Если судить по новостным репортажам, может показаться, что Америка и ее союзники спешно готовятся к войне с Россией.
«США готовятся отправить 250 танков в страны у российских границ на случай агрессии со стороны России» — говорится в заголовке одной из статей в газете Independent. New York Times рассказывает о «сейсмическом сдвиге» в планах НАТО, вынужденного «противостоять гораздо более сильной и агрессивной угрозе из прошлого — Москве». Российский новостной телеканал RT показал интервью с главой Совета безопасности России, который сделал довольно нелепое заявление: «США очень хотели бы, чтобы России как страны не было вообще».
Почему бы нам не сделать глубокий вдох. Размещение американских танков и артиллерийских орудий в отдельных странах — Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Румынии и Болгарии — вряд ли можно считать фактором, способным изменить ситуацию. Это просто небольшой шаг в правильном направлении. Для того чтобы произошел сейсмический сдвиг, потребуется нечто гораздо большее. Пентагон не пытается воссоздать Третью армию Паттона. Того количества военной техники, которую разместят в регионе, будет недостаточно даже для того, чтобы «заполнить парковку обыкновенной средней школы», как сказал один высокопоставленный военный чиновник в беседе с репортерами Wall Street Journal, и она будет распределена между шестью странами. Учитывая сказанное выше, в каждой из этих стран появится оборудование примерно для 150-750 солдат, что в совокупности дает воинские силы численностью не более 5 тысяч человек на восточной границе НАТО. Но эти силы пока существуют лишь в теории: Америка не планирует размещать в этом регионе свой военный персонал, несмотря на то, что Эстония, Литва и Латвия уже обратились к ней с просьбой прислать им американских военнослужащих.
Размещая военную технику в Прибалтике и Восточной Европе, США и НАТО окончательно отказываются от соглашения 1997 года, согласно которому они должны были воздержаться от постоянного военного присутствия в странах, граничащих с Россией. Однако это соглашение было основано на «текущей и предполагаемой обстановке в сфере безопасности» — то есть, на обстановке, которую все более агрессивный российский режим методично портил в последующие годы. При Владимире Путине Россия вторглась в Грузию в 2008 году и отобрала у нее часть ее территорий, Южную Осетию и Абхазию. После того, как это насилие сошло ей с рук, Россия сделала следующий шаг, силой захватив полуостров Крым в 2014 году и спровоцировав войну на востоке Украины, в ходе которой уже погибло более 6 тысяч человек.
США и их союзники по НАТО приложили массу усилий для того, чтобы не «спровоцировать» Россию. В связи с протестами Москвы Альянс отказался от размещения систем противоракетной обороны в Чешской республике и Польше. Грузии запретили вступать в НАТО, та же участь постигла Украину. После того, как в 2004 году в НАТО вступили страны Балтии, в течение многих лет никто не занимался разработкой планов действий в случае нападения на них из-за опасений, что это может рассердить Кремль. И только когда Путин отправил свои танки и самолеты на войну против Грузии, НАТО начал пересматривать свою чрезмерно робкую позицию.
Основная миссия НАТО — это оборона. Задача этого альянса заключается в том, чтобы предотвратить нападение на одного или нескольких своих членов, показав, что на защиту одного встанут все. Заверения альянса звучали бы гораздо убедительнее, если бы НАТО меньше беспокоился о том, как бы не задеть озлобленного правителя России. Видя нерешительность союзников, Путин увеличил свои требования и сменил манеру поведения на более угрожающую. «Если бы я хотел, я мог бы ввести российские войска в течение двух дней не только в Киев, но и в Ригу, Вильнюс, Таллин, Варшаву и Бухарест», — сказал он. Это нельзя назвать словами лидера, стремящегося к сохранению мира. Это хвастливые речи деспота, намеревающегося вернуть под контроль свои прежние сатрапии.
И к этим хвастливым речам не стоит относиться легкомысленно. Эстония, Латвия и Литва слишком хорошо знают цену необузданной агрессии России. Красная армия вторглась на их территории в 1940 году, и следующие 50 лет они провели под советской оккупацией. Теперь они — наши союзники, демократические и независимые государства, и они хотят такими остаться. Поэтому их просьба о постоянном военном присутствии на своей территории — речь идет не только о военном оборудовании, но и о хорошо укомплектованном личном составе — это та возможность, за которую должен ухватиться альянс НАТО. Потому что нет лучшего способа сохранить мир, чем отправить один недвусмысленный сигнал: мы будем защищать своих союзников во что бы то ни стало.