Белоруссия и Греция принадлежат к двум совершенно разным геополитическим союзам — ЕС и ЕАЭС, но у них, кроме численности населения, есть еще кое-что общее. Это отношение экономических властей страны к иностранным кредитам и другой внешней помощи. И Греция, и Белоруссия долгие годы «проедали» внешние вливания, не направляя их на структурные реформы своих экономик. Исход в обоих случаях может быть примерно одинаковым.
В Греции есть все. Нет денег
Новости из Греции все больше напоминают сводки с фронта экономической войны. Что, в принципе, недалеко от истины — уже считанные дни остаются до одного из ключевых событий в истории Евросоюза.
В минувшую субботу министры финансов еврозоны отказались продлить программу помощи Греции. Значит, как и было запланировано ранее, она завершит свое действие 30 июня. Как заявил глава Еврогруппы Йерун Дейссельблум, «Дальнейшие переговоры с Грецией о программе помощи невозможны, после того как Афины отклонили предложения кредиторов. ... 18 стран зоны евро впервые выступили с заявлением без подписи Греции, в котором осудили решение Афин». При этом в Брюсселе отлично понимают, что в ближайшие месяцы экономическая ситуация в Греции будет стремительно ухудшаться. Дейссельблум: «Что будет происходить дальше и как это будет происходить, я не знаю. Но вряд ли стоит ожидать улучшения ситуации».
У греков, конечно, свой взгляд на ситуацию. «Предложения кредиторов Греции были технически неадекватны, включая цифровые несоответствия. Они предполагали ежемесячные отчеты и анализы, снова и снова, под угрозой отказа от следующего транша, — заявил министр финансов Греции Янис Варуфакис. — У нашего правительства не было мандата избирателей принимать такие предложения, но у нас также нет мандата и отклонить предложения кредиторов, учитывая весь объем последствий. Поэтому было принято решение о проведении референдума».
После этого в Греции разверзся локальный финансовый ад. В местных банкоматах практически закончились купюры евро — греки массово закрывали свои банковские депозиты и снимали наличные. Туристам, прибывающим на отдых в Грецию, рекомендуют не надеяться на пластиковые карточки, а брать с собой побольше наличных денег.
Уже в воскресенье глава греческого банка Piraeus заявил, что банки страны и фондовая биржа не будут работать с понедельника, 29 июня. Десять минут спустя правительство подтвердило: банки смогут открыться лишь 6 июля, на следующий день после референдума о согласии с требованиями международных кредиторов. Сразу после этого премьер-министр Греции Алексис Ципрас подтвердил временное закрытие банков, сообщил о введении контроля за движением капитала, призвал греков сохранять спокойствие и гарантировал сохранность их сбережений.
Напомню, что на 5 июля назначен референдум, на котором гражданам Греции придется решить, должна ли страна принять либо отклонить соглашение по решению долговой проблемы, предложенное международными кредиторами. Среди требований кредиторов, которые выносятся на референдум, повышение пенсионного возраста до 67 лет к 2022 году, отмена субсидий малоимущим пенсионерам, льготного налогообложения для фермерских хозяйств и малоимущих жителей островов, сокращение расходов на оборону (на 400 миллионов евро), увеличение ставок НДС.
«Эти предложения, которые явно противоречат европейским правилам и нарушают основные права на труд, равенство и достоинство, показывают, что цель некоторых из партнеров и учреждений заключается не в том, чтобы достичь жизнеспособного соглашения для всех сторон, а, видимо, унижение всего народа», — заявил Алексис Ципрас в телеобращении к нации в субботу, 27 июня.
Смотрим на Грецию — видим Белоруссию
Проблемы Греции начались после того, как страна, получив значительную финансовую помощь от Евросоюза, не направила ее на реструктуризацию экономики и проведение структурных реформ. Вместо этого полученные от Брюсселя деньги греки постарались размазать ровным слоем социального масла по общественному бутерброду. При этом греческая модель «социального государства» удивительно напоминает белорусскую. И даже сегодня, когда страна оказалась на грани банкротства (долговая нагрузка Греции превышает 300 миллиардов евро — 185% ВВП), Афины заявляют, что предложения кредиторов о введении мер жесткой экономии являются неприемлемыми.
Страны ЕС требуют от Греции проведения глубоких экономических реформ. Такие реформы предусматривают введение режима жесткой бюджетной экономии (урезание социальных обязательств государства, в частности, уменьшение размера пенсий) и повышение налоговой нагрузки на население. Кредиторы требуют от Афин также урезания госрасходов на здравоохранение, образование, зарплаты госслужащим.
Греческое правительство настаивает на том, что расходы резать нельзя, нужен план по стимулированию экономического роста. При этом в Греции готовы проводить другие реформы — не в «капиталистическом», а вполне в «социалистическом» ключе. Так, Афины планируют ввести новые налоги для состоятельных граждан и компаний, а также повысить налог на добавленную стоимость для некоторых товаров. Однако западные экономисты констатируют: с помощью роста налогов сложно стимулировать рост ВВП и развитие бизнеса, об экономии тоже речи не идет.
Давайте вспомним: начиная примерно с 1996-97 годов (создание Сообщества Белоруссии и России, а годом позже — Союзного государства) наша страна решает свои экономические проблемы во многом за счет интеграционной риторики. Многочисленные заверения в братской дружбе и создание разнообразных союзных структур (СГ, ТС, ЕЭП, ЕврАзЭС, ЕАЭС) успешно конвертируются в льготные кредиты, различные торговые преференции и очень дешевые энергоносители.
Похожим образом последние пять лет обстоят дела и в Греции. Сохраняя сверхзатратную модель «социального государства», страна продолжала держаться на плаву, грамотно эксплуатируя идею единения европейских наций. И только сейчас европейские политики начали всерьез обсуждать возможность выхода Греции из валютного союза и даже выхода из ЕС. Однако это в итоге может привести к распаду всего Евросоюза — с непредсказуемыми последствиями. Настолько непредсказуемыми, что даже главный геостратегический соперник ЕС — Соединенные Штаты — не хотят этого допустить. Администрация Барака Обамы уже рекомендовала ЕС «не жадничать» и поддержать Грецию финансово, поскольку дефолт страны будет иметь далеко идущие политические последствия.
Но давайте «отмотаем» на несколько лет назад и посмотрим, с чего все началось. Года четыре назад Европейский банк и МВФ выделили Греции кредиты на модернизацию инфраструктуры и структурные реформы в экономике — в общей сложности на 240 миллиардов евро. Задача была — провести такие реформы, чтобы больше людей было задействовано не в государственном, а в частном секторе экономики.
Однако вскоре выяснилось, что модернизация заставит людей шевелиться — а этого хотели далеко не все. Например, оказалось, что в результате модернизации национальных железных дорог эффективность труда там резко повысится, а значит — многие железнодорожники станут «избыточны» и потеряют работу. То же самое — и в других отраслях.
При этом в Греции издавна сильны «левые» политические силы — коммунисты, анархисты и профсоюзы. Именно благодаря им в стране вспыхнули протесты против «навязанных Брюсселем реформ» и зазвучали требования «сохранить социальное государство». Вариант досрочного возврата денег, взятых «под реформы», даже не рассматривался. А потом на волне этих протестов к власти вообще пришло ультралевое нынешнее правительство, для которого руководство ЕС — «враги» и «вымогатели».
Лично мне это очень напоминает, как брала кредиты Белоруссия. В 2009-м — кредиты stand-by у МВФ «на структурные реформы», в реальности же деньги пошли на «чарку и шкварку» населению перед выборами 2010 года. А в 2011-м — у Антикризисного фонда ЕврАзЭС под обещание ежегодно приватизировать госсобственность на 2,5 миллиарда долларов. Хорошо, хоть с МВФ уже рассчитались (и теперь новый кредит просим). А с АФ ЕврАзЭС будем рассчитываться еще долго.