Люди и в космосе останутся людьми: администрации будущих земных колоний на других планетах вполне способны со временем превратиться в диктатуры. Корреспондент BBC Future пообщался с группой исследователей и специалистов, уже сейчас обсуждающих варианты свержения тоталитарного строя в космическом поселении.
Всего в паре кварталов от лондонской штаб-квартиры британской службы внешней разведки МИ-6 три десятка мужчин и женщин замышляют свержение правительства.
Речь идет не о правительстве Британии или какой-либо иной страны на Земле, а о жестокой диктатуре будущей колонии землян в далеком космосе.
Это не просто игра. Ученые, инженеры, социологи, философы и писатели, собравшиеся в Британском межпланетном обществе, относятся к теме обсуждения чрезвычайно серьезно — они изучают проблему свержения деспотических режимов на других планетах.
Дискуссия проходит в рамках третьей ежегодной конференции на тему внеземной демократии. В прошлом году участники обсуждали принципы, которые следует положить в основу конституции космической колонии. Они пришли к заключению, что оптимальнее всего было бы взять за образцы основного закона поселения американские Конституцию и Билль о правах.
«На этот раз мы размышляем о том, что может произойти, если колонисты попытаются свергнуть правительство, которое их не устраивает», — говорит организатор конференции Чарльз Кокелл, профессор астробиологии из Эдинбургского университета.
Выводы, к которым придут участники, будут опубликованы в виде методических пособий для будущих покорителей космоса.
«Мы надеемся, что наши дискуссии помогут сформулировать основные принципы внеземной демократии, — говорит Кокелл. — У нас есть уникальная возможность подумать о том, с какими проблемами могут столкнуться поселенцы еще до того, как они отправятся в космос».
Сценарии, которые разбираются на конференции, проще представить в контексте того, как может выглядеть космическая колония. Возможно, это будет поселение, насчитывающее несколько сотен человек, отделенное от пыльной, непригодной для дыхания марсианской атмосферы герметичным куполом — хрупкий форпост человечества на расстоянии в 225 млн км от Земли. Поселение, в котором работу генераторов кислорода контролирует жестокий диктатор с группой приспешников.
Ненасильственное сопротивление
«Предположим, что вам не нравится нынешнее правительство, и вы решаете устроить переворот, — говорит Кокелл. — Мятежники начинают громить поселение, высаживают иллюминаторы, воздух улетучивается и все гибнут».
Он продолжает: «Силовые решения конфликтов в космосе могут привести к гораздо более катастрофическим последствиям, чем на Земле. Каким же образом можно выразить протест против властей там, где насильственное сопротивление чревато гибелью всех обитателей колонии?»
Ответ, по мнению Кокелла, заключается в том, чтобы избежать возникновения диктатуры как таковой. Сделать это можно, если заложить в законы колонии механизмы ненасильственного сопротивления властям — например, путем создания трудовых организаций по типу земных профсоюзов или за счет контроля за действиями исполнительной власти со стороны средств массовой информации.
«Ограничение свободы прессы в инопланетной колонии может привести к серьезным проблемам», — говорит Кокелл.
Кроме того, можно уменьшить вероятность возникновения диктатуры, если рассредоточить по колонии системы генерации воздуха, водоснабжения и электропитания. Такое дублирование не только повысит стойкость систем жизнеобеспечения к возможным поломкам, но и не позволит кому-то одному получить полный контроль над ними.
Но даже при наличии свободной прессы или профсоюзов инопланетные колонисты могут столкнуться со специфическими проблемами, которых просто не существует на Земле — особенно если их жизнедеятельность регулируется не просто правительством, а руководством компании, на которую они работают.
«Как известно, частные корпорации могут быть не менее безжалостными и деспотичными, чем самые античеловечные режимы, — говорит Кокелл. — Например, бастующих колонистов могут уволить и просто выставить — но не на улицу, как на Земле, а за пределы колонии, в безвоздушное пространство».
Земные права и свободы будет необходимо адаптировать к условиям поселений на других планетах, чтобы достичь баланса между рабством и неограниченной свободой. Анархия не пройдет — марсианская колония, позволяющая своим членам слоняться без дела дни напролет, вряд ли просуществует долго.
«Необходимо создать общество, которое гарантировало бы поселенцам максимально возможный объем гражданских свобод, одновременно требуя от них максимальной отдачи с целью общего выживания во внеземных условиях», — говорит Кокелл.
Научная фантастика становится реальностью
Для ученых подобные формальные попытки предсказать трудности жизни за пределами Земли могут быть в диковинку, а вот писатели-фантасты постоянно этим занимаются.
Одним из самых известных членов Британского межпланетного общества был ныне покойный писатель Артур Кларк, а в число делегатов нынешней конференции входил один из знаменитейших фантастов современности Стивен Бакстер.
В повести Бакстера «Ковчег» (Ark), опубликованной в 2010 г., события разворачиваются на борту космического корабля, совершающего межзвездный перелет к далекому новому миру с целью его заселения. Речь идет о так называемом «корабле поколений» — продолжительность полета настолько велика, что все члены первоначального экипажа состарятся и умрут до его окончания, а задача колонизации будет стоять уже перед их потомками.
И вот на борту возникает кризис власти. «Несколько молодых и амбициозных членов экипажа формируют правительства, но оказывается, что руководить обитателями корабля не так просто, — объясняет автор. — Поначалу они устанавливают военную дисциплину, затем пробуют демократию, но в результате к власти приходит диктатор, которому удается захватить контроль над системой водоснабжения — этот поворот сюжета как раз перекликается с нашей нынешней дискуссией. На борту есть еще и старшее поколение, которому суждено состариться и умереть в полете. Эти люди устраивают мятеж. Некоторые из действующих лиц книги не верят в то, что они на космическом корабле, подозревая, что находятся в тюрьме или стали участниками какого-то социального эксперимента».
Бакстер добавляет: «Пытаться представить себе, как будет развиваться общество в замкнутой системе, очень увлекательно. Писатели-фантасты постоянно мыслят на шаг вперед. Такие темы предоставляют широкие возможности для умственных экспериментов».
Одна из первых книг о бунте на Луне — роман «Рождение новой республики» — была написана фантастом Джеком Уильямсоном в 1930-х гг. Речь в ней идет о конфликте между населением Земли и лунными колонистами. А роман Роберта Хайнлайна «Луна — суровая хозяйка», увидевший свет в 1966 г., повествует о лунной тюрьме с деспотичным надсмотрщиком, который контролирует подачу воздуха заключенным.
Бакстеру конференции такого рода помогают поместить фантастические идеи в практический контекст.
«Чем больше мы думаем о возможных вариантах развития событий, тем больше вероятность того, что наши прогнозы окажутся верными, — говорит он. — Уже в недалеком будущем нас ожидают продолжительные межпланетные экспедиции; нам нужно изучать психологию людей в закрытых средах и строить новую цивилизацию на основе полученной информации».
В 1930-х гг. колонизация Луны была еще далекой мечтой. Даже в 1966 г. до первой высадки на лунную поверхность оставалось целых три года. Теперь же продолжительная лунная экспедиция может состояться уже при нашей жизни. Если земляне преуспеют в создании внеземных поселений, человечеству следует быть к этому готовым.