Двойное потрясение — от массовой расправы в Тунисе и от финансового кризиса в Греции — отправило в штопор акции туристической индустрии. Но эта отрасль в последние годы все легче приспосабливается к новым условиям работы и обретает запас жизнестойкости. И скорее всего, она восстановится довольно быстро. Это будет хорошая новость для акционеров, но такая ситуация также является отражением ложного благодушия.
Резкое снижение курса акций туристических компаний и фирм-перевозчиков отразилось не только на крупных туроператорах, типа TUI и Thomas Cook, но и на Royal Caribbean Cruises и Priceline, которые менее подвержены проблемам на юге Европе и на севере Африки.
Наверное, этот пессимизм будет недолговечным, потому что мировая индустрия путешествий восстанавливается с молниеносной скоростью. Вначале поток туристов в Тунис и Грецию спадет, но их места заполнят другие направления. Например, когда в 2011 году на площади Тахрир в Египте вспыхнули волнения, и заполнение отелей на морских курортах упало почти на 40%, от этого существенно выиграли Объединенные Арабские Эмираты, где за год наполняемость гостиниц выросла на 8%.
Данные статистики показывают, что даже в тех местах, где имели место катастрофические события, после спада начинается оживление. По данным консалтинговой фирмы Deloitte, которые были опубликованы в докладе Всемирного экономического форума о конкурентоспособности отрасли туризма и путешествий за 2015 год, наполняемость гостиниц в Нью-Йорке после событий 11 сентября (2001 год) восстановилась за 34 месяца, а на американском рынке в целом — за 45 месяцев, хотя положение там усугубилось в силу экономического спада. Для сравнения, Мадрид после взрывов на железной дороге восстановился за 12 месяцев, а Лондон после терактов в июле 2005 года — за 9.
В 2013 году, спустя два года после аварии на Фукусиме, в Японию приехало рекордное количество туристов — девять миллионов человек. После вспышки атипичной пневмонии в Азии и свиного гриппа в Мексике цифры заполнения отелей там восстановились за год. Данные Deloitte указывают на то, что даже крупные теракты не оказывают на туристов длительного впечатления.
Такая способность к быстрому восстановлению отчасти является результатом усилий туристических стран. Когда на Бали в Индонезии после серии взрывов в 2005 году снизилось количество туристов, остров воспользовался резкой девальвацией индонезийской валюты и провел рекламную кампанию под лозунгом «Наши потери — это ваш выигрыш!» Греция может подумать об аналогичных действиях, если туда вернется драхма, которая тут же обесценится. Да и в Тунисе туристические потоки тоже весьма чувствительны к ценовым колебаниям: если цены низки, туристов не удержат даже теракты.
Растущая доступность путешествий и совершенствование туристической индустрии превращают наш мир в продукт. Сегодня в поездках гораздо меньше элемента приключений, чем 20 и даже 10 лет назад. Это удобно, потому что население богатых стран, обеспечивающих основную массу туристов, постепенно стареет. Туристы старшего возраста меньше интересуются щекочущими нервы приключениями, и поэтому туристическая отрасль делает для такого контингента пребывание в одной стране очень похожим на пребывание в другой. Во многих случаях отдыхающие даже не интересуются, что происходит в стране, куда они собираются ехать. Когда в Бангкоке в 2008 году произошла серия переворотов, на курортных островах Таиланда снижения туристического потока не заметили.
Такого рода разделение полезно для экономики, но я не очень уверен, что оно полезно для психики отдыхающего. Мы делаем ставку на то, что туристическая отрасль защитит нас от суровой действительности. Но другие страны — не парки развлечений. Иногда такая действительность вмешивается, и мы сталкиваемся с ней во всей ее жестокости — от неработающих банкоматов до летающих по пляжам пуль.