Нация разделена. Одна часть выступает за еврозону, за членство в Евросоюзе (ЕС) и, в конечном счете — за Европу. Другая часть — за выход из еврозоны, против членства в ЕС и, по сути, против Европы. Как раз посередине пройдет черта, которой будут разделены на два лагеря семьи, друзья, организации и компании. Эти два лагеря будут ненавидеть друг друга не одно десятилетие.
Процветающее эффективное и четко функционирующее греческое общество, играющее роль в Европе, в юго-восточной части Европы, установившее прочные связи с западными странами — такая перспектива, по всей видимости, маловероятна. Скорее всего Греция станет европейским вариантом лишь наполовину состоявшегося государства. Вернуть страну на путь развития очень важно — независимо от того, какое решение будет принято на референдуме — но в такой обстановке чрезвычайно трудно, а многолетнее доверие зарубежных инвесторов, которое уже изрядно пошатнулось, будет только падать.
Опросы общественного мнения неизменно показывают, что большинство населения выступает за еврозону, предлагая правительству договориться и заключить сделку с кредиторами. Если данные этих опросов точны, и мнение населения не изменится, то большинство проголосует за Европу.
Оппозиция будет упорно повторять вопрос «да или нет Европе» на протяжении всей кампании, которая предположительно будет недолгой; но референдумы проходят быстро, если задаваемые на них вопросы простые.
Правительство и премьер-министр Алексис Ципрас (Minister Tsipras) будут внушать идею, что Греции поставили ультиматум на неприемлемых условиях — что является унизительным для страны. Вся загвоздка в том, что он победил на выборах 25 января 2015 года, выступая за то, чтобы Греция осталась в еврозоне, но на лучших условиях, чем при прежнем правительстве, и заявляя, что может этого добиться. Сейчас стало очевидно, что не может. За пять месяцев активных и напряженных переговоров он постоянно говорил народу, что ведет переговоры, чтобы Греция осталась в еврозоне, и что очень скоро вопрос будет улажен. Но ничего не вышло. Теперь Ципрас во всем обвиняет кредиторов. Может, ему и удастся решить проблему, но это маловероятно. Память у людей не настолько короткая.
На выборах 25 января 2015 года, явка на которых составила 63,9%, партии, выступавшие либо полностью за выход из еврозоны, либо требовавшие лучших условий, получили на выборах незначительное большинство голосов. Крупнейшая партия СИРИЗА, получила 9,5% голосов — то есть, около 500 тысяч голосов. Ее партнер по коалиции партия «Независимые греки», которая разделяет позицию СИРИЗЫ лишь в том, что тоже выступает против политики жесткой экономии, потеряла около трети своих избирателей. Две партии, выступающие за выход из еврозоны («Золотая заря» и коммунистическая партия), несколько улучшили свой результат. Те 500 тысяч голосов, которые набрала СИРИЗА, можно считать голосами колеблющихся избирателей. На них нельзя твердо рассчитывать — они могут проголосовать как угодно — против еврозоны, воздержаться или за еврозону. Предпочтения остальных избирателей — примерно 1,7 миллиона человек — могут оказаться более твердыми, но даже среди них некоторые, скорее всего, придерживаются девиза «да еврозоне, но на лучших условиях» и не знают, за что им голосовать на референдуме.
Что касается оппозиционных партий, можно предположить, что подавляющее большинство передумает и проголосует за еврозону. Эти партии будут не только выступать за то, чтобы остаться в еврозоне, но еще и будут обвинять партию СИРИЗА за некомпетентность и безответственность. Кроме того, они, конечно же, проверять, возможно ли вернуть себе власть на новых выборах. Они будут говорить о неопределенном будущем, а избиратели, как правило, не любят неизвестности.
Не исключено, что эти предварительные замечания и выводы изменятся в ходе референдума, но большинство греков воспримут его как главный вопрос, определяющий будущий курс страны, а не просто как необходимость сделать выбор «за или против сложных экономических проблем». Перед СИРИЗОЙ стоит тяжелая задача — объяснить людям, что будет после того, как будет решено выйти из еврозоны. Греция покинет еврозону, но на каких условиях? Что такой выход будет означать для банковской системы и для простых греков? Тяжелая обязанность — доказывать, что Греции лучше выйти из еврозоны — полностью ложится на правящую партию, и даже если можно будет сыграть на чувствах недовольства и разочаровании людей (и если эти чувства будут мобилизованы), весьма сомнительно, что идея выхода из еврозоны будет особо привлекательной для избирателей, которых интересует их повседневная жизнь.
Результаты также будут зависеть от того, как банковская система переживет трудности, возникшие за неделю до референдума. Чем сильнее будет паника, тем больше вероятность того, что народ начнет выступать против правительства. Закрытие банков на этой неделе в сочетании с введением контроля над движением капитала отнюдь не производит впечатления, что правительство уверено в себе, контролирует ситуацию и знает, что делает.
Если большинство выступит за еврозону, то тогда возникает вопрос, что произойдет в греческом парламенте. Премьер-министр Ципрас прямо заявил, что будет учтена воля народа, поэтому итоги референдума будут представлены в парламент, и тот примет их с учетом голосов оппозиции — независимо от того, как голосовало правительство. Не исключено, что в СИРИЗЕ произойдет раскол, и, по-видимому, будут неизбежны новые выборы. Сложно предсказать, приведет ли это к формированию более стабильного правительства, способного решать массу накопившихся проблем.
Если большинство выступит против евро, Греция должна будет выйти из еврозоны, и неизбежно встанет вопрос о ее членстве в Евросоюзе. Переход на греческую валюту отправит страну в экономический штопор. Новая валюта — драхма — значительно обесценится по отношению к евро, что на короткое время приведет к некоторому ослаблению давления на экономику. Однако, судя по экономической политике партии СИРИЗА, это конкурентное преимущество исчезнет за несколько лет, и скажем, через два-три года Греция вновь окажется там, где она находится сейчас — правда, ситуация будет гораздо хуже, поскольку к тому времени она распугает международных инвесторов и выгонит из страны зарубежные компании.
Скоро финансовые рынки покажут нам, существует ли единодушное мнение о том, что выход Греции из еврозоны можно выделить в отдельный случай и не допустить подобного в остальных странах еврозоны — в частности, в странах Южной Европы и Ирландии, которые несколько лет назад продемонстрировали свою слабость и незащищенность. Некоторые из них были включены в разработанные странами еврозоны программы финансовой помощи. Существует почти полная уверенность в том, что распространения этих вредных идей и настроений не произойдет.
Была разработана особая систем вывода из кризиса и финансового оздоровления. Вновь отмечается экономический рост — по прогнозу на 2015 год рост экономики Испании достигнет 3%. Три-четыре года тому назад эти страны страдали из-за диспропорций в экономике, однако теперь эти проблемы решены. Более того, система защиты, разработанная еврозоной с тех пор, теперь гораздо более функциональна и надежна.
Следует назвать три фактора, которые могут полностью изменить ситуацию.
Первый — это неопределенные результаты с низкой явкой и равным количеством голосов «за» и «против». В этом случае возникнет тупиковая ситуация, когда никто не будет знать, что делать.
Второй фактор — это если Греция вернется к вопросу подписания договоренности с кредиторами. Последняя попытка напугать кредиторов просьбой о предоставлении дополнительной отсрочки платежей оказалась неудачной. Премьер-министр Ципрас находит предлог, чтобы отменить референдум. Законодательная власть признает парламент, поддерживаемый оппозицией, СИРИЗА распадается, и Ципрас формирует новую левоцентристскую коалицию. Если такой план возникнет, он может позволить Ципрасу остаться у власти с более единодушным и убедительным большинством, чем сейчас.
Третий непредсказуемый фактор — это Россия. За неделю до прямой и откровенной беседы с кредиторами премьер-министр Ципрас нанес визит Владимиру Путину — якобы для того, чтобы обсудить вопрос о газопроводе. Нельзя исключать и того, что Ципрас составил с Путиным коварный план, чтобы получить помощь от России по выполнению финансовых обязательств, не выходя при этом из еврозоны.
Вполне возможно, что он поступит хитро и в нужный момент преподнесет всем сюрприз — и непосредственно перед референдумом скажет греческим избирателям, что они могут голосовать против условий, поставленных кредиторами, потому что он получил деньги от России, чтобы преодолеть финансовые трудности и остаться в еврозоне. Электорат может отреагировать одним из двух способов. Либо избиратели поверят и согласятся, что это выход из затруднительного положения, либо они поймут, что их премьер-министр ввел их в заблуждение, обхитрил и вообще обманул.
Если Греция примет от России кредиты, тогда присутствие в еврозоне и членство в Евросоюзе станут нереальными. Сыграет свою роль и членство в НАТО, поскольку Россия, вне всякого сомнения, попросит — как услугу за услугу — разрешение на доступ к греческим военным объектам. Для России и президента Путина это станет ниспосланной с небес возможностью позлорадствовать и отыграться за все свои страдания в Центральной и Восточной Европе, на Украине и на Кавказе. Никто не знает, есть ли у России деньги. На данный момент Греции необходимо срочно вернуть 1,6 миллиарда евро, но в течение следующих шести месяцев ей придется выплатить долгов на общую сумму порядка 15 миллиардов евро.
Вполне возможно, что в качестве первой реакции Запад оцепенеет от страха. Но, при этом следует иметь в виду, что создание российских военных баз в Греции вызовет общественный резонанс в Турции и приведет к еще большему ее сближению с Западом, Египтом (как надежным союзником Запада), и Хорватией (как новым членом ЕС). К тому же следует учесть переговоры о вступлении в ЕС со странами, расположенными севернее Греции. Поэтому последствия — хотя и нежелательные — возможно, будут менее драматичными, чем несколько лет назад. Греция больше не является незаменимым союзником.
Что скажут греки в ответ на такой крутой поворот, пока сказать трудно, при этом не следует недооценивать влияние православной церкви и роль традиционных связей с Россией — особенно на фоне соперничества с Турцией. Однако значительной части греков, возможно, будет трудно отказаться от ЕС, одобряющего членство Греции в составе европейского блока, поскольку греческие политики на протяжении многих десятилетий подрывали всякое доверие к себе, следовательно, лучше положиться на Евросоюз, а подобные действия их премьер-министра могут послужить подтверждением того, что они рассуждали правильно.
Если Россия не воспользуется этой возможностью, можно сделать вывод, что российская экономика находится в гораздо более плачевном положении, чем можно было предположить — очередной интересный вывод на фоне порохового дыма, напоминающего об Украине, не внушающей доверия иранской ядерной программе и некоторых других геополитических проблемах.
Йорген Эрстрем Меллер — приглашенный старший научный сотрудник Института исследований Юго-Восточной Азии, Сингапур, доцент Университета управления Сингапура и Копенгагенской школы бизнеса. Почетный выпускник Копенгагенского университета.