В центре внимания СМИ — отношения России и Запада, наиболее часто в комментариях упоминаются выражения «новая холодная война» и «возвращение ядерной риторики в мировую политику». Если в прежние времена особую роль в деле обеспечения безопасности играл ядерный паритет, то нынешняя холодная война — «неизведанная и необъятная территория», пишет авторитетная Die Welt (25.06).
«Тогда холодная война не превратилась в “горячую”, потому что она была двуполярной, и каждая из сторон знала, кто противник, — замечает газета. — Современные войны ведутся исподтишка — об этом свидетельствуют недавние хакерские атаки на бундестаг и варшавский аэропорт, — или же мы имеем дело с гибридной войной, которая “затуманивает” происходящее на поле боя».
Влиятельная Die Zeit (26.06) подчеркивает, что система контроля над вооружениями полностью разрушена, и упрекает Россию и США в том, что они пренебрежительно относятся к своим обязанностям по ядерному разоружению, зафиксированным в соответствующих двусторонних договорах. Таким образом, они играют на руку тем политическим силам в не обладающих ядерным оружием странах, которые недовольны «ядерной монополией» крупных государств, констатирует Die Zeit.
Бывший статс-секретарь МИД Германии Людгер Фольмер (партия «Зеленых») интервью радиостанции Deutschlandradio (25.06) обвинил НАТО в том, что она провоцирует Россию на наращивание военной мощи. Дилемма, связанная с безопасностью состоит, по мнению Фольмера, в том, что альянс готовится «к встрече с угрозой, которой, возможно, вообще не существует».
Заявление Москвы о 40 новых межконтинентальных баллистических ракетах рассчитано на то, чтобы россияне испытали гордость, а Запад — страх, отметила Die Tageszeitung (25.06). Вместе с тем, описывая состояние российской армии, издание пишет: «Смелый маневр по оккупации Крыма совершили отряды спецназа ВДВ и военной разведки, но с другими армейскими частями их нельзя сравнивать. ... Типичный солдат малообразован, нередко у него проблемы с наркотиками, и для обслуживания сверхсложных ракетных комплексов он не пригоден».
По мнению Карла-Хайнца Кампа, директора по развитию Федеральной академии политики безопасности, одна из причин того, что Москва прибегает к ядерным угрозам, состоит в стремлении заставить Запад признать новые обстоятельства, сложившиеся в Восточной Европе. Речь идет о присоединении Крыма и отделении Восточной Украины: с российской точки зрения, отмечает Камп, это не подлежит пересмотру (Der Tagesspiegel, 29.06).
И для того чтобы закрепить право на эти территориальные завоевания, России необходимо склонить Запад и прежде всего Вашингтон к переговорам о деэскалации конфликта с учетом изменившейся реальности, считает эксперт.
Реакция Москвы на акции протеста в Ереване рефлекторна, считают некоторые комментаторы. Ведущие политики и подконтрольные государству СМИ распространяют версию о причастности внешних сил и попытках сменить режим, который поддерживает Россию, — организовать «Майдан» по примеру Украины, говорится в комментариях.
«Украинские СМИ пытаются представить армян как своих союзников в пропагандистской битве против России, а российские распространяют ужасные истории с помощью сфабрикованных кадров», — полчеркивает Die Welt (30.06).
При этом издания настойчиво повторяют, что организаторы протеста отрицают наличие политических целей. Люди, которые вышли на улицу, не хотят, чтобы к власти пришли оппозиционеры, пишут газеты со слов армянских экспертов.
По словам руководителя Центра региональных исследований Ричарда Гирагосяна, к протесту людей побуждают «разочарование отказом от сближения с ЕС, отсутствие равенства в российско-армянских отношениях, гнев по поводу коррупции и плохого качества работы правительства» (Süddeutsche Zeitung, 25.06).
Каковы результаты санкций, которые Запад ввел против России? Так ли они потрясли и «задели» Россию, как ожидалось, — такими вопросами задавался Мартин Херренкнехт, основатель и председатель правления компании Herrenknecht AG в статье «Мы толкаем Россию в объятия Китая» (Wirtschaftswoche, 26.06).
Мы наблюдаем за тем, что Россия отворачивается от привилегированного партнера в лице Европы и вынуждена проявить благосклонность к Китаю как экономическому партнеру, указывает Херренкнехт. «Китайцев отличает систематический подход, они обладают невероятными финансовыми ресурсами, и если мы будем продолжать в том же духе, через десять лет Россия и Китай предстанут как две великие, тесно связанные державы. Они будут наводить страх на нас, европейцев», — прогнозирует Херренкнехт.
«Санкции эффективны и способствуют обострению экономической ситуации в России, но это дорогостоящий инструмент, и он не позволяет добиться успеха. Более того, ограничения способствуют укреплению авторитета Путина», — полагает известный историк и публицист Михаэль Штюрмер (Deutschlandradio, 27.06).
«Умная стратегия выглядит по-другому: она должна предусматривать использование любого канала диалога в сфере экономики и культуры, принятие всех известных нам со времен холодной войны I мер, способствующих восстановлению доверия и укреплению безопасности, и создание нового баланса сил. Безопасность в Европе можно обеспечить — это банальность, но тем не менее правда — только в сотрудничестве с Россией, а не в противодействии ей».