Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему украинцы до сих пор смотрят российские сериалы?

© Фото : предоставлено компанией "Наше кино"Кадр из сериала "Белая гвардия"
Кадр из сериала Белая гвардия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Национальный совет по вопросам ТВ и радиовещания собрал представителей крупнейших телеканалов. Члены регулятора хотели выяснить, почему у вещателей появилось много нарушений в сфере маркирования фильмов и сериалов. В ходе обсуждения выяснилось, что проблема гораздо глубже. Проблема в том, что каналам приходится затыкать дыры порой чем придется.

Национальный совет по вопросам ТВ и радиовещания в четверг собрал у себя в зале заседания представителей крупнейших телеканалов: ICTV, «Студия 1+1», «Новый», «Украина» и других.

Члены регулятора хотели выяснить, почему у вещателей появилось много нарушений в сфере маркирования фильмов и сериалов специальными пиктограммами, обозначающими ограничения по времени показа в привязке к возрастным категориям зрителей (зеленый кружок, желтый треугольник, красный квадрат). Основная проблема в том, что вечерний контент почему-то попал в дневной эфир.

В ходе обсуждения выяснилось, что проблема здесь гораздо глубже. У телеканалов сейчас происходит путаница со временем вещания программ главным образом потому, что разнообразие доступного контента стало значительно меньше. Им приходится затыкать дыры порой чем придется.

4 июня на Украине вступил в силу запрет показа фильмопродукции, произведенной в России с 2014 года, а также фильмов и сериалов, прославляющих спецслужбы и правоохранительные органы России и СССР.

«Нарушения (по пиктограммам — прим. ред.) не носят драматического характера... Можно было бы сосредоточиться не на них, а на том, что показывать в принципе», — подчеркнул генеральный директор ICTV Александр Богуцкий.

Тяжело заменить?

По словам Богуцкого, запрет вещания всего нового контента России (а не только пропагандистского) стал неожиданностью. И сейчас у телеканалов идут консультации с правительством по созданию стратегии развития украинского телепроизводства.

«Российский сериалы и контент всегда занимал основную долю на всех каналах. К осени вряд ли перестроимся. Еще несколько лет...», — добавляет директор телеканала «Украина» Евгений Лященко, которого журналисты обнаружили в кулуарах Нацсовета.

Поэтому, по его словам, в стратегии развития нужно прописать ключевые задачи: какие жанры предпочтительнее снимать, какую инфраструктуру создавать, какие инвестиции понадобятся, как государственные так и частные.

«Если для привлечения инвестиций понадобятся налоговые льготы, на этот вопрос тоже надо ответить», — подчеркивает Лященко. По его словам, в течение, минимум, пяти лет должны быть гарантии государства, что будут соблюдаться общие правила для всего рынка производства.

Нацсовет в свою очередь пытается подкидывать телеканалам потенциальных производителей фильмов и сериалов из других стран, чтобы те постепенно отказывались от России. Например, весной представители регулятора сообщили, что свой контент на наш рынок готов поставлять польский канал Polsat.

А совсем недавно представители регулятора, вернувшись из командировки в Южную Корею, заявили, что ряд корейских компаний готов поделиться контентом. Как говорил на одном из последних заседаний глава Нацсовета Юрий Артеменко, корейцы готовы отдавать Украине сериалы практически даром в рамках поддержки нашей страны — за 200-300 долларов за эпизод, при том что аналогичный российский продукт обходится, по его словам, в 20-25 тысяч долларов.

Как маскируют российские сериалы


Но, видимо, ничто пока не спасает сетку вещания крупнейших украинских телеканалов. И регулятор начинает фиксировать потенциальные нарушения по трансляции запрещенных российских фильмов и сериалов. Каналы начали резать титры, в которых указывается страна-изготовитель и, главное, год производства контента. Как заявил в этот четверг член Нацсовета Владислав Севрюков, с того времени регулятор проводил мониторинг еще несколько раз, и потенциальных нарушений закона стало больше.

В частности, на «Новом канале» из-за обрезки титров не удалось установить время производства сериалов «Саша Таня», «Последний из Магикян». На «ТЕТ» аналогичная проблема с «Кухней», «Светофор», «Ангел или Демон», на «1+1» — «Склифосовский», «Колечко с бирюзой», ТРК «Украина» — «Замок на песке».

Как подметил представитель регулятора, часть эпизодов сериалов снималось до 2014 года, а часть — после. И определить, когда что было выпущено, тем более без значков копирайта, особенно тяжело. Севрюков добавил, что есть и открытые возможные нарушения: На «Интер» идет «Верни мою любовь», где указана дата производства — 2014 год.

Но у каналов по поводу обрезанной информации о копирайте есть свои объяснения: «Все украинские каналы режут титры только с одной целью — сохранять бесшовное программирование, способствующее удерживанию зрителя на свое телеканале. Это не является секретом. И это никак не связано с запретом российских сериалов», — заявил ЭП руководитель «Нового канала» Владимир Локотко.

Госкино в шоке!

Так или иначе, разбираться, кто прав, а кто виноват, придется не Нацсовету, а Госкино. Именно этот орган решает, выдавать или нет прокатные свидетельства на контент и применять ли штрафы в отношении нарушителей. Регулятор просто передает ему текущие результаты мониторинга.

За демонстрацию запрещенного контента телеканалу грозит штраф 12,2 тысяч гривен за каждый случай распространения и 64 тысячи гривен — за каждый последующий случай. Вот только одна беда — порядка взыскания штрафов еще не существует в принципе.

Как рассказал глава Госкино Филипп Ильенко, после прохождения согласования приказа о взыскании и с телеканалов штрафов с Министерством культуры, ведомство будет поторапливаться ввести его в силу.

Член Нацсовета Григорий Шверк отмечает, что это будет не так быстро. Ведь по закону на общественное обсуждение отводится месяц. А потом еще месяц — для согласований в Минюсте.

Впрочем Ильенко говорит, что ведомство постарается успеть согласовать проект за менее чем два месяца.

«Я даже сочувствую Госкино», — комментирует Шверк. Ведь на ведомство с неба свалился огромный кусок работы, а у него даже нет подразделения расследований, которое занялось российским продуктом.

«Есть много фильмов, которые всеми однозначно воспринимаются как российское производство, но это не есть так», — подчеркивает он. Это связано с тем, что компания-производитель юридически может оказаться кипрская или голландская. Кроме того, российские компании снимали свой контент на разных территориях, часто даже на Украине.

Ильенко соглашается, что сложностей много. «Мы в подобной ситуации оказались впервые. Пока не было такого опыта», — отмечает он.

Поэтому, чтобы не навредить украинскому кинопроизводству, вместо запрета фильмов России Госкино внедрит так называемую балльную систему при определении контента на предмет принадлежности к той или иной стране. Каждый кинопродукт будет получать баллы по таким критериям, как гражданство авторов, исполнителей и ключевых членов съемочной группы фильма, места основных съемок и работ монтажно-тонировочного периода и пр. В зависимости от среднего балла продукта будет определятся страна его производства. Или же продукту будет присваиваться статус совместного производства.

Смена гражданства

Но пока «бумажки» для применения этой системы тоже нет. А значит, неизбежны скандалы со свидетельствами.

Первый отгремел в среду 24 июня. Генеральный директор «1+1» Александр Ткаченко обвинил Госкино в том, что то выдало прокатное свидетельство на российский сериал «След», который был переработан ТРК «Украина» под собственный продукт с названием «Фактологическая экспертная служба: международный отдел уголовных расследований». В оригинале служба, о которой идет речь в сериале, называлась федеральной, сообщает «1+1».

По факту, украинский канал просто получил чуть больше прав на продукт и доделал его немного для того, чтобы убрать все спорные моменты. Но как говорит Ильенко, экспертная комиссия при Госкино не установила нарушений законодательства анализе продукта ТРК «Украина».

Он ставит под большое сомнение необъективность этих экспертов по отношению к российскому кино. «Это та самая комиссия, которая уже запретила 400 фильмов», — подчеркивает глава Госкино.

К сожалению, такие спорные ситуации для ведомства теперь будут неизбежными некоторое время. Пока украинские каналы полностью не адаптируются к новым условиям.

Украинское начинается осенью


К осени представители крупных каналов обещают гораздо больше продуктов собственного производства. Александр Богуцкий, выступая на Нацсовете, отметил, что ICTV в три раза увеличил производство — до более чем 200 часов. Несмотря на то, что собственный контент для вещателя — недешевое удовольствие.

«Не только мы. «1+1», «Интер», «Украина» снимают свои сериалы», — подчеркнул он.

Лященко из «Украина» также говорит о трехкратном увеличении собственного производства до более 400 часов в этом году. Менеджер подчеркивает, что переход идет не так быстро, как хотелось бы. Ведь производственный цикл даже самого простого продукта — около полугода.

Лященко отмечает, что телеканал уже потратил на производство «много миллионов». Один час, по его словам, обходится в тысячи долларов. Сейчас «Украина» сосредоточилась на производстве киносериалов, драм, мелодрам, детективов.

«Осенью будет детективная мелодрама «Клан Ювелиров» (95 серий — Авт.). Помимо этого мы уже в этом году показали «Лялю». Еще два проекта — в стадии сценарной разработке», — делится он.

«Сейчас лето, период межсезонья на ТВ, поэтому российский продукт безболезненно заменяем библиотекой, которая позволена к показу. В новом сезоне будем показывать украинский продукт. Как проверенный, хитовый, так и новый, который сейчас только находится на стадии производства», — рассказывает ЭП программный директор «1+1» Андрей Коваль.

«Еще в прошлом году прайм-тайм СТБ почти на 90% состоял из снятого каналом. А в 2013 году StarLightMedia начала производить сериалы, и мы будем развивать это направление. В том числе, работать с локальными продакшенами», — говорится в комментарии группы.

Как в нем отмечается, StarLightMedia — самое крупное объединенное ТВ производство в Восточной Европе. Но проблема в экономике — на производство просто не хватает денег.