Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия готовит разворот на Ближний Восток

© AP Photo / ITAR-TASS/ Presidential Press Service, Dmitry AstakhovПрезидент России Владимир Путин и принц Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд
Президент России Владимир Путин и принц Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавний визит в Россию наследного принца Саудовской Аравии Мухаммада бен Салмана бен Абдель Азиза Аль Сауда, который был одним из ключевых гостей Петербургского международного экономического форума, не остался незамеченным не только в России, но и в мире. Наблюдатели заговорили о многообещающем альянсе двух стран, которые в настоящее время занимают первые позиции по добыче нефти.

Недавний визит в Россию наследного принца Саудовской Аравии Мухаммада бен Салмана бен Абдель Азиза Аль Сауда, который был одним из ключевых гостей Петербургского международного экономического форума, не остался незамеченным не только в России, но и в мире. Наблюдатели заговорили о многообещающем альянсе двух стран, которые в настоящее время занимают первые позиции по добыче нефти.

Говорят…

Масла в огонь добавляли упорные слухи о том, что еще до визита принца Москва установила тесный контакт с Эр-Риядом — Владимир Путин и король саудитов Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд, якобы, по разным утечкам, были на связи по телефону в течение недели. С какой целью лидеры двух самых нефтеносных держав мира резко активизировали общение?

Вряд ли все объясняется только тем, что Москва из-за прошлогодней ситуации вокруг Крыма и Украины оказалась в мощной международной изоляции и хватается как за соломинку за каждую протянутую извне дружескую руку. Тут дело куда серьезнее. Саудовско-российский альянс способен изменить расстановку сил как на Ближнем Востоке, так и в большой геополитической битве между государствами БРИКС с одной стороны, и США и его западными союзниками с другой.

Рычаг, который способен развернуть сложившийся баланс сил, очевиден — это нефть. До сих пор Россия воспринималась как побочная жертва игры на понижение нефтяных цен, которую во второй половине прошлого года затеял Эр-Рияд и его союзники по нефтяному клубу ОПЕК против США.

Целью этой игры на понижение было, как принято считать, разорить масштабную сланцевую добычу в Америке, которая из-за сравнительно высокой себестоимости способна быть прибыльной только при дорогой конечной цене барреля. В результате, как известно, цены на нефть рухнули в два раза.

Сланцевая добыча в США хоть и оказалась в очень тяжелом положении, тем не менее, не остановилась. Зато нефтезависимая экономика России, да еще и в условиях международных санкций, оказалась в серьезном кризисе. И вот теперь первые лица Москвы и Эр-Рияда вышли на прямое общение.

Для чего?

Можно предположить, что президент России Владимир Путин и саудовский наследный принц могли обсуждать перспективы роста нефтяных цен и, возможно, даже формирование некого нового нефтяного альянса, помимо ОПЕК, в котором нашлось бы видное место и для России.

Понятно, что договариваться о дальнейшем снижении нефтяных цен сторонам нет никакого резона, значит, предметом может быть только их рост. Понятно, что два самых главных мировых игрока способны произвести на глобальном рынке действия, которые подтолкнут баррель вверх.

Заинтересованность в подобном повороте России понятна, сколько бы слов не говорили высокопоставленные кремлевские чиновники о том, что, дескать, и «нынешние цены нас устраивают», и что они «дают шанс стране на инновационное развитие». Реальность такова, что российская экономическая модель, сложившаяся при президенте Путине, предполагает возможность хоть какого-то роста и развития исключительно при высоких и желательно постоянно растущих ценах на «черное золото».

Нужно ли это саудитам?

Ведь саудиты, которые, как принято считать, и явились инициаторами обвала цен на нефть? Есть мнение, что им эта затянувшаяся игра на понижение уже в тягость. В конце концов, бюджет Саудовской Аравии тоже гораздо лучше выглядит при цене нефти в 80, а лучше 100 долларов за баррель, чем при 60-65 долларах. А вовлечение в процесс России позволяет Эр-Рияду при этом не только сохранить лицо, но и получить кое-какие материальные выгоды. Например, Москва может «простимулировать» своего нового партнера поставками военной техники. На Ближнем Востоке нынче «горячо» и спрос на вооружение достаточно велик.

Тем не менее, вокруг потенциального сближения России и Саудовской Аравии складывается весьма противоречивая картина. История взаимоотношений двух государств, мягко говоря, неоднозначная. Предыдущий опыт общения Москвы с саудовскими руководителями показал, что они много обещают, но почти ничего не делают.

В свое время Эр-Рияд отказался от контракта с РЖД на строительство железной дороги, затем не стал подписывать военно-технические контракты, как только Россия проголосовала за антииранские санкции, предложенные Западом в Совете безопасности ООН. Саудовская Аравия проводила враждебную России политику по свержению Муаммара Каддафи в Ливии, сейчас продолжает свои усилия по ликвидации дружественного Москве правительства Башара Асада в Дамаске, до этого вмешивалась во внутрииракские дела в ущерб российским интересам. Считается, что саудиты финансировали террористические группировки, в том числе направленные против России, всячески ставили препоны на пути развития российско-иранских отношений, в том числе при строительстве АЭС «Бушер».

Иранский фактор

В России осведомлены о том, что Саудовская Аравия была крайне разочарована политикой США в регионе, и стала рассматривать новые варианты партнерства с ключевыми игроками на Ближнем Востоке в свете заключения «сделки» Запада и Ирана по ядерной программе. Сама возможность открытия Тегерана Западу и потенциальное снятие эмбарго установили «красный» уровень тревоги Эр-Рияда в связи с иранской ядерной программой.

При этом Москва выступает одним из гарантов сделки «шестерки» и Исламской Республики Иран. А значит, и Россия, и впоследствии Иран смогут совместно осваивать европейские рынки, а не ранее чем через год Тегеран может быть окончательно принят в состав Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Тем самым Иран ускорит темпы интеграции в евразийское сообщество, что подразумевает укрепление отношений с Россией и Китаем. Эта разворачивающаяся геополитическая игра может пойти на пользу объединению ведущих развивающихся экономик — БРИКС (в основном, России и Китаю), увеличивающих свое влияние на Ближнем Востоке, и проигравшей стороной в этом случае будет Вашингтон.

Москва же вполне может найти баланс между интересами Ирана и Саудовской Аравии, но главное, может повернуть нефтяные цены к долгосрочному росту. Такая игра вполне стоит свеч. И если Россия добьется подобной цели, ее вполне можно будет поздравлять с большой геополитической победой, на фоне которой наверняка померкнут предыдущие провалы, связанные с масштабным противостоянием с западным миром. Дорогая нефть все спишет!