29 июня в Пекине прошла церемония подписания соглашения о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Для создания материкового и морского «Шелкового пути» Китай начинает в Евразии крупное инфраструктурное строительство.
Грузия располагается на Южном Кавказе, где проходит «Шелковый путь». В Тбилиси полных ходом идет подготовка к юношеской Олимпиаде. Все в клубах пыли, вместе с местными рабочими тут трудятся китайцы.
После Олимпиады олимпийскую деревню будут продавать как жилой квартал. Все оборудование китайского производства: дверные звонки, шторы, унитазы, распределительные щиты...
Особая международная экономическая зона площадью 4,2 миллиона квадратных километров, новый портовый город, напоминает место строительства объектов недвижимости в китайских провинциальных городах. Тут возводят гостиницы и коммерческие здания.
Компания Welling Holding Limited из Синцзян-Уйгурского автономного района вложила в это строительство 300 миллионов. На церемонии начала строительства премьер-министр Грузии Вано Мерабишвили заявил следующее: «Этот проект обеспечит три тысячи рабочих мест. Я хотел бы выразить благодарность от лица всех трех тысяч человек».
В марте Грузия подписала с Китаем протокол о намерениях с целью совместного строительства «экономического пояса Шелкового пути». Начались переговоры о заключении соглашения о свободной торговле. В феврале этого года в Тбилиси впервые остановился грузовой поезд, который шел из Китая в Европу. Грузия также присоединится к АБИИ.
В последнее время в небольшом городе Анаклия, который выходит на Черное море и расположен в 350 километрах на запад от Тбилиси, стали часто появляться китайские бизнесмены, представляющие также и государственные компании. Они приезжают сюда в поисках бизнес-шанса, который им может дать строительство нового порта. Этот крупнейший порт станет грузинским окном в Европу.
Правительство Грузии выбрало для этого проекта предприятия, которые обладают тесными связями с США и Китаем. Строительство должно начаться будущей весной. Проект потребует инвестиций в размере пяти миллиардов долларов. Специалисты полагают, что усилий частных компаний из Европы или Японии будет недостаточно. Именно поэтому все ожидания связаны с АБИИ и китайским Фондом Шелкового пути.
Министр экономики Грузии Георгий Квирикашвили заявил следующее: «Идея Шелкового пути, который соединит Восток и Запад, имеет огромное экономическое значение не только для нашей страны, но и для всего Евразийского материка».
На другом берегу реки, где будет построен новый порт, находится Абхазия, объявившая независимость от Грузии и получающая российскую помощь. Международное сообщество не признало эту страну. Там базируются российские войска.
После того как Барак Обама (Barack Obama) стал президентом США, интерес Вашингтона к Кавказу заметно снизился.
Популярный эксперт Хатуна Лагазидзе выражает следующее мнение: «Для того, чтобы такой маленькой стране, как Грузия, противостоять России, ей нужны тесные связи с крупными державами. В сфере безопасности и ценностей Грузия опирается на ЕС и США. Что касается экономической сферы, то ожидания связаны с Китаем. Это естественный выбор».
Сложный регион
28 марта на церемонии открытия Боаоского азиатского форума лидер КНР Си Цзиньпин заявил следующее: «Китай предоставляет всему миру шанс на рост и инвестиции. Давайте вместе с вами отправимся в светлое будущее, которое принесет нам развитие Азии».
В этот же день китайские власти опубликовали один любопытный документ. Он называется «Видение и действия одного пояса, одного пути». «Один пояс, один путь» — это идея морского и материкового «экономического пояса Шелкового пути», которую Си предложил в 2013 году. Концепция этой идеи впервые была опубликована на бумаге.
В рамках этого плана в 64 странах Евразийского материка будет создана такая инфраструктура, как железные и автомобильные дороги, порты и информационные сети. Численность населения этого региона составит 60% от всего населения планеты. ВВП достигнет 30%. Всего это было достаточно, чтобы различные страны присоединились к АБИИ.
Отправной точкой станут инвестиции для подготовки инфраструктуры в Азии, которые к 2020 году составят восемь триллионов долларов. Валютные запасы Китая составляют 3,7 триллиона долларов. Необходимы крупные инвесторы.
С одной стороны, Китай призывает присоединиться к АБИИ, а с другой — подготовил Фонд Шелкового пути, который составляет 40 миллиардов долларов.
В мае этого года был обнародован первый проект Фонда Шелкового пути. Им стало строительство гидроэлектростанции в Пакистане. В этот довольно спорный с точки зрения платежеспособности правительства, влияния на окружающую среду и прозрачности проект пойдут только китайские деньги.
При этом один из участников процесса развития Центральной Азии заявил: «Китай не понимает, насколько сложно преодолевать границы в Центральной Азии». Для этого региона характерны сложные природные условия, нестабильная власть, население сильно разбросано по местности. По мнению того же эксперта, возрождение материкового Шелкового пути, который исторически сам собой сошел на нет, не имеет смысла.
Также есть сомнения в том, сможет ли Китай правильно воспользоваться финансовыми инструментами. «Финансовая помощь не учитывают экономическую обстановку в различных странах. Определенное время АБИИ придется вкладывать деньги вместе с нами». Такую точку зрения высказывают в Азиатском банке развития. Многие страны возлагают на эту идею большие надежды, однако китайским инвестициям придется пройти немалый и весьма сложный путь.
Министр иностранных дел Грузии Тамара Беручашвили: нам нужны инвестиции
Грузия расположена в самом центре Шелкового пути. Она надеется стать коридором, который свяжет Восток и Запад. Поэтому совершенно естественно то, что Грузия присоединяется к АБИИ. США, которые для Грузии являются очень важной страной, настороженно относятся к этим действиям, однако АБИИ не станет антиподом Мирового банка и Азиатского банка развития.
Инфраструктура в бывших советских республиках находится в плачевном состоянии. К тому же большинство транспортных сетей ориентированы на Москву, поэтому они не удовлетворяют текущий спрос.
Между Россией и Грузией уже вспыхивал военный конфликт. Россия — непростой сосед. Она захватила 20% грузинской территории. После войны в 2008 году у нас нет официальных дипломатических отношений с Россией. Привлечение иностранных инвестиций и укрепление экономической мощи усилит позиции нашей страны с точки зрения экономики и безопасности.