Сейчас преобладает мнение, что установившийся после холодной войны мировой порядок был похоронен, когда Россия аннексировала Крым, и когда Кремль развязал войну на Восточной Украине.
Тем не менее, мало кто в Европе или США провел более глубокий анализ потенциальных контуров нового европейского порядка или отношений между Западом и Россией, которые составляют его суть.
Анализ полезно начать с описания примечательного дуализма, который наблюдался в прошлом году. Запад отреагировал на российскую агрессию против Украины немыслимыми ранее политическими и экономическими санкциями, введенными в надежде на то, что они смогут подорвать режим Путина и изменить его политику. В то же время, Россия показала, как пугающе глубоко она проникла в Европу, используя деловые связи, политическое спонсорство и серьезное присутствие в СМИ. Все это Кремль использует для влияния на западное общественное мнение и процесс принятия решений. Каждая сторона пытается ослабить противника, подрывая его сплоченность — ключевой фактор принятия эффективных решений любым правительством.
Четыре сценария
Развитие данного конфликта зависит от того, насколько обе стороны смогут сохранить свою внутреннюю сплоченность. Это может быть гонка на время, в которой каждая из сторон будет рассчитывать, что сплоченность противника ослабнет прежде, чем распадутся ее собственные ряды. Приняв такую линию раздела, можно смоделировать ряд сценариев.
Сценарий 1. Противостояние
При теперешнем положении дел как Россия, так и Запад сохраняют свою сплоченность. Брошенный Россией открытый вызов Западу еще больше укрепляет авторитет Путина среди россиян, внутренняя критика остается управляемой, расходы продолжают покрываться за счет внутренних ресурсов, государственная пропаганда постоянно подпитывает националистические настроения. Запад, не ожидавший такого развития событий, восстанавливает самообладание.
Несмотря на то, что его ответных действий может быть недостаточно, они по-прежнему остаются неожиданными по своему единству и силе. Сплоченность с обеих сторон предвещает затяжную войну на измор. Можно ожидать, что Россия будет проявлять активность и постоянно искать возможность перейти в наступление. Такие действия будут оказывать давление на тех соседей, которые остаются за рамками западных институтов и стремятся их подорвать: угрожать наиболее уязвимым в военном отношении странам и привлекать экономически слабые. Запад скорее всего будет только реагировать и обороняться. Он сосредоточится на повышении собственной устойчивости, ограничиваясь в основном нынешними членами ЕС и НАТО, а также на повышении сопротивляемости российскому влиянию. К Украине и другим восточным соседям Запад останется равнодушным, отвечая на наиболее одиозные выпады Кремля, но избегая прямой конфронтации.
Сценарий 2. Упадок Запада
Хрупкое единство стран Запада колеблется под давлением со стороны России. ЕС не удается достичь консенсуса, необходимого для расширения политических и экономических санкций против России. Это создает опасный прецедент, после которого дать какой-либо решительный отпор российской агрессии для ЕС становится практически невозможным. Единая внешняя политика ЕС превращается в иллюзию, трансатлантическое единство приносится в жертву. Триумф России в противостоянии с ЕС подтолкнет Кремль к желанию проверить на прочность НАТО, которое, в свою очередь, плохо готово к защите территориальной целостности своей восточной периферии. Отсутствие ясного понимания гибридной войны, сокращение оборонных расходов и отсутствие единой политической воли в Европе подрывают обязательства стран по Статье 5 (Вашингтонского Договора).
Все это позволяет Москве свободно восстановить свою гегемонию над бывшими сателлитами, расположенными по ее границам, а также создать регионального сферу влияния, необходимую, по ее мнению, чтобы считаться мировой державой. Менее интегрированная и не столь принципиальная Европа обеспечит благодатную почву для продвижения российских политических и экономических интересов по известному принципу “разделяй и властвуй”. Россия будет считать, что своими действиями уравняла игру с США, лишив их европейских союзников и поставив под сомнение их мировое лидерство.
Сценарий 3. Упадок России
Противоположный сценарий — ослабление внутренней сплоченности России, которая уже давно столкивается с огромными структурными проблемами, неэффективностью и центробежными тенденциями, но была в состоянии маскировать их огромными доходами от экспорта энергоносителей. Долгосрочное падение цен на нефть и неизбежные потери от западных санкций, приближают данный сценарий и ведут затяжной экономической депрессии в России.
В ответ администрация Путина активно инвестирует в военную сферу и сферу безопасности, а не в систему социального обеспечения и экономическую модернизацию. Это может вызвать негативную реакцию у технократов и городского среднего класса, которые оказываются в невыгодном положении. Выборы в Думу пройдут в конце 2016 года и при благоприятном развитии событий сторонники модернизации могут нацелиться на президентские выборы-2018.
Однако все указывает на то, что система Путин сможет справиться с этими трудностями путем маргинализации, подавления или поглощения опасных элементов. Длительная экономическая стагнация будет подпитывать конфликты между ключевыми элементами государственного аппарата, поставит под вопрос лояльность элит и заставит периферийные силы России пересмотреть отношения с политическим центром. Для того, чтобы отложить и предотвратить потенциальный взрыв внутри страны, Кремль постарается найти внешние конфликты, которые, как клапаны, помогут выпустить растущее внутреннее давление.
Сценарий 4. Хаос
При худшем из возможных сценариев внутренняя сплоченность ослабнет как в России, так и на Западе. Двойной коллпас будет иметь драматические последствия как для всего евро-атлантического и евразийского пространства, так и для мира. Он поставит точку в семидесятилетней истории западной интеграции, в результате которой появилась самая сильная и продвинутая модель международного сотрудничества в истории. ЕС перестанет заниматься внешней политикой, его интеграция ослабнет, и дальнейшее расширение прекратится. НАТО не сможет гарантировать территориальную целостность своих членов, тем самым изъяв из западной интеграции составляющую безопасности. В целом, Запад перестанет быть надежным игроком, который может выступать примером успешного мирового сотрудничества, как по отношению к соседям, так и к более отдаленным партнерам.
Отсутствие дееспособного Запада будет сильнее всего ощущаться в Евразии. При отсутствии эффекта стабилизации и модернизации со стороны Запада, Россия будет не в состоянии остановить свое падение и столкнется с экономическими и политическими потрясениями. Ее непосредственных соседей, находящиеся в состоянии зависимости от России, ждет дестабилизация, сбои в функционировании государств, социальные потрясения и нищета. Негативные последствия такого сценария скажутся на ЕС и восточных членах НАТО, которые будут не в состоянии переварить это давление и обратятся за помощью к органам ЕС, чья способность оказывать помощь, политическая воля и чувство солидарности будут сильно ослаблены. В результате, нестабильность вернется на значительную часть европейского континента.
Рекомендации
Ни один из изложенных выше сценариев не вселяет оптимизма, особенно учитывая надежды и усилия, вложенные Западом в преобразовании Европы и России в течение последних 25 лет. Тем не менее, каждый из этих путей развития представляется возможным, чему существует достаточно доказательств. Это не только подчеркивает критичность ситуации, в которой находятся в данный момент Запад с Россией, но также свидетельствует о долгосрочных серьезных последствиях политических решений, которые будут приниматься на Западе и в России в краткосрочной перспективе. Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, можно предложить ряд рекомендаций для западных политиков.
1. Текущее противостояние с Россией как лучший выход из ситуации
Это может показаться нелогичным для западных политиков и общественности, которые привыкли к сложной, но редко воинственной России, но сегодняшний кризис является гораздо более предпочтительным сценарием, чем какой-либо другой. Это единственный вариант, который позволит Западу остаться в роли ключевого мирового игрока и добиваться укрепления международного сотрудничества, и который не предполагает упадка России (в любом случае являющегося долгосрочной перспективой). Когда нынешний режим в России в конечном итоге падет, возникнет ситуация, сравнимая с распадом Советского Союза. Для борьбы с возможными последствиями этого потребуются сплоченное западное сообщество и институты. А пока Западу лучше готовиться к долгим годам застоя в отношениях.
2. Сделка опасна для Запада и для России
За последний год маститые западные наблюдатели неоднократно призывали к новой крупной сделке с Россией. Какими бы ни были форма и содержание таких договоренностей, они чреваты рисками для обеих сторон. В случае с российским руководством, такие уступки будут идти в разрез с его идеологизированными претензиями на превосходство и его вызов Западу. Данный ход может быть воспринят как слабость, которую Кремль не может себе позволить.
Для Запада, уступки почти наверняка будут связаны с компромиссом, связанным с такими ключевыми западными ценностями, как неприкосновенность и суверенитет европейских государств. Таким образом, ни одна из противоборствующих сторон не может позволить себе пойти на уступки без риска потерпеть поражение.
3. Главное — укрепление единства Запада
Для того, чтобы противостоять российской конфронтации с Западом, США и их европейским союзникам необходимо укрепить свою сплоченность. Для этого требуется недвысмысленная приверженность нормам, лежащим в основе европейского порядка на протяжении всего его существования в течение последних десятилетий. Текущие и будущие нарушения этих принципов со стороны России должны наказываться более решительно, чем прежде, как в целях минимализации ущерба, так и для того, чтобы ослабить виновную сторону.
В свою очередь Западу необходимо укреплять устойчивость свою и соседей России к экономическому и энергетическому давлению, политическому вмешательству, пропаганде и военным угрозам, исходящим из Кремля. В данном случае не должно быть места снижению стандартов и изоляционизму. Вместо этого, ЕС и США должны активно и амбициозно продемонстрировать свое единство, направленное на долгосрочную интеграцию всей Европы.
4. США и Германии как главные лидеры
Именно на США и Германии лежит ответственность за обеспечение единства Запада и политику противостояния России. США должны признать, что являются конечным адресатом политики Кремля, чья главная цель состоит в ослаблении лидерства США на мировой арене.
Следовательно, Вашингтон должен изменить приоритеты относительно России, возобновить сотрудничество с европейскими союзниками и укрепить свое присутствие в качестве ключевого гаранта безопасности в Европе. Германия, в свою очередь, занимает центральное место в обеспечении сплоченности между членами ЕС. Берлин должен будет более серьезно отнестись к опасениям тех членов ЕС и их соседей, которые особенно подвержены давлению России и более конкретно и недвусмысленно сформулировать свою позицию. Руководству Германии необходимо усилить челночную дипломатию и внимание к России как к ключевому внешнеполитическому вызову ЕС, а также подтвердить приверженность укреплению политической, финансовой и военной безопасности восточного фланга ЕС и НАТО.