Комментируя проблему «северных территорий», президент Путин 19 июня заявил, что можно решить любую проблему. Эти слова дали японцам новую надежду на разрешение территориального вопроса. 24 июня состоялись телефонные переговоры между российским лидером и премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Некоторые СМИ сообщили, что стороны подтвердили визит Путина в Японию в этом году, однако официально об этом объявлено не было. При этом японское правительство намерено организовать этот визит, несмотря на протесты со стороны США. Правильно ли в условиях текущей международной обстановки проводить в отношении России подобную политику?
Военное оснащение четырех островов — сигнал в адрес Японии
8 июня завершился саммит G7 в Германии. В этот же день министр обороны России Сергей Шойгу отправился на Дальний Восток. Он приказал в два раза ускорить строительство военной инфраструктуры на островах Итуруп и Кунашир.
«Независимая газета» 10 июня по этому поводу сообщила следующее: «Столь пристальное внимание руководства Минобороны к гарнизонам на Курилах, видимо, не случайно. Здесь важны как военно-политический аспект, связанный с притязаниями Японии на острова и увеличением ее военного бюджета, так и экономический ...Москва, видимо, по-прежнему не хочет обсуждать вопрос о принадлежности Южных Курил, которые считает своей территорией и которые, если понадобится, будет оборонять». Так пресса впервые написала о том, что военное оснащение Курил проводится ввиду японской угрозы.
В последнее время западные страны ужесточили позицию в отношении России, поскольку она проводит политику силы. США приняли решение о размещении в семи странах восточной Европы большого количества танков и тяжелой артиллерии.
16 июня президент Путин объявил о том, что в 2015 году на вооружение российской армии будут поставлены более 40 межконтинентальных баллистических ракет (МБР).
17 июня ЕС принял решение продлить на полгода антироссийские санкции. В феврале и июне этого года НАТО решила увеличить численность сил быстрого реагирования с 13 до 40 тысяч человек. В мае глава Госдепа США Джон Керри (John Kerry) посетил Россию и провел переговоры с президентом Путиным и министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Напряжение между Россией и западными странами лишь возрастает.
Запад пришел к выводу о том, что переговоров и минского соглашения недостаточно для того, чтобы предотвратить вмешательство России в дела Украины и других соседних стран. Западные страны задумались о наращивании сил сдерживания.
На самом деле РФ хочет положить территориальный вопрос под сукно
Японское же правительство заняло противоположную позицию. Учитывая напряженные отношения с Китаем и другими соседними странами, Японии важно поддерживать с Россией дружественные отношения в долгосрочной перспективе. Тем не менее, перед Японией стоит проблема «северных территорий». В связи с этим Токио стоило бы критиковать Россию за нарушение суверенитета других стран даже активнее, чем другим участникам G7.
Если по проблеме нарушения суверенитета не подать четкий сигнал, в будущем это приведет к тому, что проблема островов Сенкаку превратится в проблему островов Рюкю. Другими словами, японские власти могут стремиться к выстраиванию стабильных отношений с Россией в долгосрочной перспективе, но при этом необходимо жестко реагировать на отдельные случаи. Нужна гибкая, вариативная стратегия.
Япония намерена организовать визит президента Путина по следующим причинам: 1) чтобы решить проблему «северных территорий», 2) снизить скорость российско-китайского сближения, 3) сохранить доверительные отношения между Путиным и Абэ. Но при этом она не учитывает реальное положение дел.
Что касается первого пункта, то, несмотря на улучшение российско-японских отношений в политической и экономической сфере, переговоры по территориям не продвинулись ни на сантиметр.
Недавно у меня состоялся разговор с профессором МГИМО Дмитрием Стрельцовым. Он жестко заявил, что переговоры — это просто шоу, территориальную проблему решить невозможно. Если президент Путин уступит Японии по территориальной проблеме, это станет для него политическим самоубийством. Профессор подчеркнул, что территориальные переговоры необходимо заморозить на несколько десятилетий или вообще на неопределенный срок.
В этом состоят истинные намерения России. Да, президент Путин заявил о возможности решения любых проблем. Однако при этом он добавил следующее: «Одна Россия сделать ничего не может. Мы ждем уступок со стороны Японии». Другими словами, он приедет в Японию не с конкретным планом действий, а будет исходить из уступок и помощи со стороны Японии. Снова всего лишь представление?
Вытянуть Японию из G7
Что касается второго пункта, то главная причина сближения Китая и России состоит в жесткой позиции Запада по отношению к России, а не в действиях Японии. Даже если Япония воспользуется западными санкциями и станет развивать сотрудничество с Россией, это никак не отразится на российско-китайских отношениях, а только лишь усилит недоверие западных стран в отношении Японии.
В связи с третьим пунктом приведу следующий пример: российско-немецкие экономические отношения намного глубже российско-японских. Канцлер Германии Меркель находится в доверительных отношениях с президентом Путиным. Тем не менее, когда это необходимо, она выражается и действует намного жестче премьера Абэ. При этом Путин признает ее превосходство. Россия рассматривает политику умиротворения в качестве слабости. России выгодна такая политика со стороны Японии, но она не уважает ее.
Президент Путин намерен вытянуть Японию из G7. Однако путей решения территориальной проблемы нет. Визит в Японию является дилеммой для самого российского лидера.
В настоящее время конфронтация между Россией и Западом только усиливается. Если взять в расчет важность японо-американских стратегических отношений, у меня возникают серьезные сомнения, что нам стоит приглашать президента Путина в этом году. Это пойдет вразрез с западной стратегией в отношении России. Нет ничего хорошего в том, чтобы в российско-японских отношениях каждый раз повторялись все те же «ожидания и разочарования». Пересмотр вопроса приглашения в условиях текущей международной ситуации пойдет обеим странам на пользу.