Вклад вооруженных сил США в национальную безопасность
Июнь 2015
Предисловие председателя Объединенного комитета начальников штабов
Международная обстановка в сфере безопасности сегодня — самая непредсказуемая за все 40 лет моей службы. С тех пор, как в 2011 году была опубликована последняя Национальная военная стратегия, порядок в мире значительно ослабел, и наши военные преимущества начали уменьшаться. Сегодня мы одновременно сталкиваемся с многочисленными вызовами в сфере безопасности со стороны традиционных государственных сил и трансрегиональных сообществ в составе субгосударственных группировок — и все они стараются воспользоваться теми преимуществами, которые дают быстрые технологические изменения. В будущем конфликты будут возникать быстрее, длиться дольше, и происходить они будут на гораздо более сложном в техническом плане поле боя. А это будет иметь серьезные последствия для США.
В Национальной военной стратегии излагаются идеи о том, как мы будем задействовать свои вооруженные силы для защиты и продвижения наших национальных интересов. Мы должны обладать способностью быстро приспосабливаться к новым угрозам, сохраняя при этом преимущества и превосходство в сфере традиционных угроз. Успех все больше будет зависеть от того, насколько хорошо наш военный механизм поддерживает другие механизмы власти и задействует сеть наших союзников и партнеров.
В Национальной военной стратегии 2015 года снова звучит требование о повышении оперативности, о развитии инноваций и об интеграции. В ней подчеркивается необходимость глобального задействования американских вооруженных сил для формирования условий безопасности и сохранения нашей системы альянсов. Стратегия вторит прежним документам, отмечая настоятельную необходимость формировать и воспитывать в нашей профессиональной среде компетентных, сильных и последовательных лидеров.
Но там также подчеркивается, что применение военных инструментов силы против угроз со стороны государств очень сильно отличается от применения военной силы против угроз со стороны негосударственных игроков. Скорее всего, нас ждут продолжительные кампании, а не быстро разрешаемые конфликты. Управлять и сдерживать эскалацию таких конфликтов будет труднее, но гораздо важнее. А чтобы иметь механизмы защиты от непредсказуемости, обладая меньшими ресурсами, мы должны будем перестраивать свою глобальную военную концепцию и оперативно-стратегические планы.
Несмотря на трудное будущее, мы счастливы тем, что можем рассчитывать на молодых американцев, выбирающих в качестве жизненного пути военную службу, готовых жить незаурядной жизнью и защищать своих сограждан. Мы должны и дальше уделять пристальное внимание тому, чтобы у них были лучшие в мире командиры, техника и оснащение. Национальная военная стратегия Соединенных Штатов от 2015 года предлагает программу достижения этих целей.
Национальная военная стратегия от 2015 года подчеркивает необходимость противостоять ревизионистским государствам, которые бросают вызов международным нормам, а также боевым экстремистским организациям (БЭО), которые подрывают трансрегиональную безопасность. Мы взаимодействуем с союзниками и партнерами в целях сдерживания, противодействия, а в случае необходимости и разгрома потенциальных государственных противников. Одновременно мы направляем многочисленные коалиционные усилия по ослаблению, нейтрализации и уничтожению БЭО. В этих усилиях главным элементом является укрепление нашей глобальной сети союзников и партнеров. Такая комплексная стратегия требует от нас проведения согласованных действий по всему миру, осуществления институциональных реформ у себя дома, а также наращивания возможностей, потенциала и готовности одерживать победу в конфликтах, которые могут существенно различаться по размаху, масштабам и продолжительности.
I. Стратегические условия
Характерной чертой сегодняшней стратегической среды является ее сложность и быстрые изменения, приводимые в действие глобализацией, распространением технологий и демографическими сдвигами.
Ключевые факторы
- глобализация
- распространение технологий
- демографические сдвиги
Глобализация влияет почти на все аспекты человеческой деятельности. Люди, продукты и информация пересекают границы с беспрецедентной скоростью и в колоссальных количествах, действуя в качестве катализатора экономического развития, и в то же время усиливая напряженность в обществе, борьбу за ресурсы и политическую нестабильность.
Главным для глобализации является распространение новых технологий, позволяющих развивать мировую информационную среду и дающих людям возможность больше видеть, больше создавать, больше обмениваться информацией и знаниями, и гораздо быстрее чем раньше организовываться. Частные лица и организации сегодня имеют доступ к большему объему информации, чем когда-то целые государства. Они могут стремительно объединяться и проводить какие-то действия на основе полученной информации, что порой приводит к насильственным изменениям. Между тем, государства тоже используют обмен информацией для развития собственных передовых возможностей. Когда распространение технологий касается военных систем, оно бросает вызов тем преимуществам, которыми издавна обладают Соединенные Штаты в таких областях как, скажем, раннее предупреждение и высокоточные удары.
Эти изменения усиливаются демографическими сдвигами. В Африке и на Ближнем Востоке быстро увеличивается количество молодежи, а эти регионы испытывают нехватку ресурсов, трудности в экономике и глубокий раскол в обществе. Между тем, население Европы и всей северной Азии постепенно уменьшается и стареет. Миллионы людей во всем мире перебираются из сельской местности в города в поисках работы, и там они сталкиваются с культурными различиями, отчуждением и болезнями. Они также во все больших количествах пересекают государственные границы и моря, идя на огромные риски и усиливая нагрузку на принимающие их страны.
Несмотря на эти перемены, государства остаются господствующей силой в международной системе. Они опережают всех прочих в своей способности использовать власть, концентрировать человеческие усилия и обеспечивать безопасность. Большинство государств во главе с США, их союзниками и партнерами сегодня поддерживают общепризнанные институты и процессы, нацеленные на предотвращение конфликтов, соблюдение суверенитета и прав человека. Однако некоторые государства пытаются провести ревизию ключевых аспектов международного порядка и действуют в такой манере, которая создает угрозу интересам нашей национальной безопасности.
Россия вносит свой вклад в определенные сферы безопасности, такие как борьба с наркотиками и с терроризмом, однако она неоднократно демонстрировала неуважение к суверенитету соседей и готовность применять силу для достижения своих целей. Россия своими военными действиями подрывает региональную безопасность напрямую и опосредованно через своих ставленников. Эти действия являются нарушением многочисленных подписанных Россией соглашений, в которых она обязалась действовать в соответствии с нормами международного права, таких как Устав ООН, Хельсинкские соглашения, Основополагающий акт Россия–НАТО, Будапештский меморандум и Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
Иран также бросает стратегический вызов мировому сообществу. Он ведет работу по созданию ядерного оружия и средств его доставки, несмотря на многочисленные резолюции Совета Безопасности ООН с требованием прекратить такие усилия. Иран это государственный спонсор терроризма, подрывающий стабильность во многих странах, включая Израиль, Ливан, Ирак, Сирию и Йемен. Иран своими действиями дестабилизирует регион, принося страдания бесчисленному множеству людей, и в то же время, лишая иранский народ надежд на благополучное будущее.
Действия Северной Кореи по созданию ядерного оружия и баллистических ракет также идут вразрез с неоднократными требованиями мирового сообщества прекратить такие усилия. Эти силы и средства создают прямую угрозу соседям Северной Кореи, особенно Южной Корее и Японии. Со временем они будут угрожать и территории США. Кроме того, Северная Корея осуществляет кибератаки, нанося среди прочего значительный ущерб американским корпорациям.
Мы поддерживаем усиление Китая и призываем его стать партнером в укреплении международной безопасности. Однако действия Китая ведут к усилению напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Например, его притязания почти на все Южно-Китайское море противоречат нормам международного права. Мировое сообщество продолжает призывать Китай решать такие вопросы в сотрудничестве с другими странами и без мер принуждения. Китай в ответ на это активно проводит расширение и освоение прибрежной полосы, что позволит ему размещать военные силы вдоль важных международных морских путей.
Считается, что ни одна из этих стран не стремится к прямой военной конфронтации с США или с нашими союзниками. Тем не менее, каждая из них представляет серьезную угрозу безопасности, против чего коллективно борется международное сообщество, проводя общую политику, обмениваясь информацией и координируя свои действия.
В рамках этих усилий мы по-прежнему намерены сотрудничать со всеми странами, передавая им наши ценности, продвигая транспарентность и снижая потенциал просчетов. Соответственно, мы будем и дальше прилагать усилия по налаживанию содержательных военных отношений с Китаем, и мы по-прежнему готовы сотрудничать с Россией в вопросах, представляющих взаимный интерес, одновременно призывая обе страны к мирному разрешению своих споров в соответствии с нормами международного права.
Наряду с вызовами со стороны государств мы сталкиваемся с боевыми экстремистскими организациями (БЭО), которые возглавляют «Аль-Каида» и «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Эти организации стремятся к ослаблению трансрегиональной безопасности, особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Такие группировки деятельно занимаются радикализацией населения, распространением насилия и террора, навязывая свои представления об организации общества. Они сильнее всего там, где слаба государственная власть, и они эксплуатируют людей, оказавшихся в западне неустойчивых и несостоятельных государств. Во многих местах БЭО сосуществуют с транснациональными преступными организациями, которые занимаются незаконной торговлей и распространением коррупции, еще больше ослабляя безопасность и стабильность.
В этой сложной среде стратегической безопасности вооруженные силы США не могут расслабляться, сосредотачиваясь на решении одной проблемы в ущерб остальным. Они должны обладать полным набором вариантов военных действий в борьбе с ревизионистскими государствами и БЭО. Неспособность использовать такой комплекс мер приведет к усилению рисков для нашей страны и для международного порядка.
II. Обстановка в сфере безопасности
Соединенные Штаты — это самая сильная нация в мире, имеющая уникальные преимущества в технологиях, энергетике, в вопросах альянсов и партнерств, а также в сфере демографии. Однако эти преимущества зачастую оспариваются.
Последние десять лет наши военные кампании состояли в основном из операций против насильственных экстремистских группировок и объединений. Но сегодня и в обозримом будущем мы должны уделять больше внимания тем вызовам, которые бросают нам государственные игроки. У них все чаще появляется возможность оспорить региональную свободу передвижения и создать угрозы нашей стране. Особую обеспокоенность вызывает распространение баллистических ракет, высокоточного оружия, беспилотных систем, космических и кибернетических сил и средств, а также оружия массового уничтожения. Все это предназначено для противодействия военным преимуществам США и для ограничения доступа к общему достоянию человечества.
Новые технологии оказывают свое воздействие на расчеты в вопросах сдерживания и урегулирования конфликтов, усиливая неопределенность и сокращая пространство для принятия решений. Например, нападение на наши системы связи и обнаружения может произойти без предупреждения, а это негативно отразится на наших возможностях по оценке обстановке, налаживанию взаимодействия и связи, и по реагированию. В результате будущие межгосударственные конфликты могут стать непредсказуемыми, дорогостоящими и с трудом поддающимися контролю.
БЭО также используют преимущества новых технологий, посредством информационных инструментов распространяя свою пагубную идеологию, вербуя новобранцев и подстрекая к насилию, а также преувеличивают силу и мощь своих движений. Они рекламируют собственные действия, чтобы вызвать страх у своих противников и заручиться поддержкой своему делу. Они применяют самодельные взрывные устройства, пояса смертников и специально приспособленные кибернетические инструменты, сея страх и стремясь обрести еще более мощные средства, включая оружие массового уничтожения.
Сегодня вероятность участия США в межгосударственной войне с крупной державой оценивается как низкая, но она увеличивается. Если такая война произойдет, ее последствия будут колоссальными. БЭО, напротив, создают прямую и непосредственную угрозу трансрегиональной безопасности, объединяя вполне доступные технологии со своей экстремистской идеологией. Существует область конфликта, в которой пересекается государственное и негосударственное насилие. Его участники объединяют и смешивают методы, силы, средства и ресурсы, чтобы достичь своих целей. В таких «гибридных» конфликтах могут участвовать военные, отрицающие свою причастность к государству, как это сделала Россия в Крыму. А БЭО могут применять зачаточные элементы общевойскового боя, что ИГИЛ продемонстрировал в Ираке и Сирии. В гибридных конфликтах могут также участвовать государственные и негосударственные игроки, совместно добивающиеся общих целей и применяющие богатый арсенал оружия, что мы наблюдаем на востоке Украины. Гибридные конфликты обычно усиливают неопределенность и двойственность, усложняют принятие решений и замедляют взаимодействие, направленное на осуществление эффективных ответных действий. Поскольку агрессор в этих случаях обладает указанными преимуществами, велика вероятность, что такая форма конфликта сохранится надолго.
III. Комплексная военная стратегия
Цель американских вооруженных сил — защита нашей нации и достижение побед в наших войнах. Мы делаем это посредством военных действий по защите территории своей страны, создавая систему глобальной безопасности, проецируя силу и решительно одерживая победы. Наша армия подкрепляет дипломатическую, информационную и экономическую деятельность, направленную на продвижение наших непреходящих национальных интересов. Как показывает Стратегия национальной безопасности 2015, к числу наших непреходящих национальных интересов относятся следующие: безопасность США, их граждан, американских союзников и партнеров; сильная, инновационная и развивающаяся американская экономика, живущая в открытой международной экономической системе, которая способствует созданию благоприятных возможностей и процветанию; соблюдение универсальных ценностей у себя дома и во всем мире; основанный на правилах международный порядок, обеспечиваемый под руководством США и направленный на укрепление мира и безопасности; и создание благоприятных возможностей путем укрепления сотрудничества в целях противостояния глобальным вызовам.
Из непреходящих национальных интересов вытекают интересы национальной безопасности, которыми руководствуются вооруженные силы США, расставляя приоритеты в своих задачах. К числу интересов национальной безопасности относятся следующие: выживание нации, предотвращение катастрофических нападений на территорию США, безопасность мировой экономической системы, безопасность, доверие и надежность наших союзников, защита американских граждан за рубежом, а также сохранение и распространение универсальных ценностей. Руководствуясь интересами национальной безопасности, военное командование дает рекомендации о том, когда и где наша страна должна использовать военную силу, какого типа силы следует применить, в каком количестве и с какими затратами.
Чтобы обеспечить эти интересы, в Национальной военной стратегии разработан комплексный подход, состоящий из трех общенациональных военных целей: сдержать государственного противника, не дать ему достичь своих целей и разгромить его; подорвать, ослабить и уничтожить БЭО; укрепить наше глобальное сообщество союзников и партнеров. Для достижения этих целей вооруженные силы США проводят скоординированные операции по всему миру, осуществляют реформы институтов у себя дома, наращивают боевой потенциал, силы, средства и повышают боеготовность, необходимую для обеспечения победы в конфликтах, которые могут существенно различаться по размаху, силе и продолжительности.
Эти общенациональные военные цели лежат в основе директивы по планированию строительства вооруженных сил, изложенной в Четырехлетнем прогнозе министерства обороны от 2014 года. Там говорится, что нашей нации нужны такие вооруженные силы, которые обладают силами, средствами, способностями и готовностью для того, чтобы одновременно защищать территорию страны, проводить продолжительные и многочисленные контртеррористические операции, сдерживать агрессию сразу в нескольких районах, а также давать гарантии защиты союзникам посредством передового военного присутствия и сотрудничества с ними. Если политика сдерживания потерпит неудачу, наши вооруженные силы в любой момент смогут разгромить регионального противника в ходе крупномасштабной и поэтапной военной кампании, одновременно не давая добиться своих целей другому агрессору в другом регионе — или вынуждая его нести неприемлемые затраты.
А. Сдерживание, недопущение и разгром государственного противника
Вооруженные силы США — самые выдающиеся в мире. Они обладают возможностями для осуществления широкого круга действий по защите страны и наших интересов, и по обеспечению безопасности наших союзников. Американские вооруженные силы сдерживают агрессию, обладая надежным и грозным ядерным арсеналом, который является безопасным и эффективным. Они проводят операции и осуществляют военные действия с передовых баз. У них есть регулярные войска, национальная гвардия и силы резерва, готовые к развертыванию и ведению боевых действий достаточного для выполнения задач масштаба и продолжительности. Силы передового базирования, действующие во всем мире на ротационной основе, регулярно демонстрируют свою способность и готовность к действиям. Если агрессию не удается предотвратить методами сдерживания, американские военные готовы перебросить войска в любую точку земного шара и методом устрашения не дать противнику добиться своих целей, либо решительно разгромить любого, кто угрожает Соединенным Штатам Америки, нашим национальным интересам, нашим союзникам и партнерам.
Сдерживание прямого нападения на Соединенные Штаты и на наших союзников — это первоочередная задача. Она требует наличия оборонительных сил и средств на территории США и в регионах, а также их привязки к обычным и ядерным ударным силам и средствам. Стратегические силы США находятся в состоянии постоянной готовности. Оборона США усилена за счет соглашения с Канадой о Командовании воздушно-космической обороны североамериканского континента и тесного сотрудничества с министерством национальной безопасности. Эти партнерства, созданные с целью обороны территории США, усилены дополнительными инвестициями в кибернетические силы и средства, которые призваны защищать жизненно важные сети и инфраструктуру.
В случае начала агрессии первоочередной задачей становится не дать противнику достичь своих ближайших целей. Для этого особое значение придается передовым силам повышенной готовности, а также хорошо подготовленным и оснащенным силам, находящимся дома. Огромное внимание уделяется надежности и устойчивости системы тылового обеспечения, транспортной инфраструктуре, объединенной разведке, мощным сетям связи, а также взаимодействию и оперативной совместимости с союзниками и партнерами. Своевременное совместное общевойсковое планирование и взаимодействие также будут использоваться для выработки целостных вариантов действий, которые сводят воедино все элементы национальной военной мощи.
Если какой-то игрок напрямую нападет на Соединенные Штаты или посягнет на наши интересы, американские вооруженные силы предпримут действия по защите нашей страны. Мы готовы направить силы куда угодно, чтобы остановить агрессию и одержать победу в наших войнах за счет решительного разгрома противника. Мы предпочитаем взаимодействовать с другими, но если того потребует ситуация, мы будем действовать самостоятельно. В случае нападения вооруженные силы США в ответ нанесут такой сокрушительный урон противнику, что вынудят его прекратить военные действия или лишат его всякой возможности для продолжения агрессии. Для войны против крупного противника потребуется полная мобилизация всех сил и средств национальной военной мощи, и в этих целях Соединенные Штаты содержат все виды вооруженных сил и рода войск, которые включают сильный резерв и национальную гвардию. Это обеспечивает ту глубину сил и средств, которая необходима для победы и одновременного сдерживания других угроз.
Б. Подрыв, ослабление и уничтожение БЭО
Сегодня Соединенные Штаты возглавляют обширную международную коалицию, которая борется с БЭО, оказывая на них мощное давление во многих регионах мира.
Эти усилия прилагаются в увязке со всеми элементами национальной военной мощи и международных партнерств. Они направлены на срыв процесса планирования и проведения операций БЭО, на ослабление их структур обеспечения, на устранение руководства, воспрепятствование финансовым операциям и наплыву иностранных боевиков, на противодействие подрывному влиянию, освобождение захваченных территорий и в конечном счете на их уничтожение. Обеспечивая такие усилия, мы широко распределяем американские военные силы и средства, применяем интегрированную в мировом масштабе систему командования и управляем процессами, позволяющими проводить трансрегиональные операции.
Для продолжения военных кампаний против БЭО крайне необходимы надежные региональные партнеры. Американские вооруженные силы предоставляют для этого элитные боевые подразделения, вспомогательную технику и технологии, а также осуществляют обучение местных партнеров, которые обеспечивают основную часть сил, необходимых для освобождения и защиты их территорий. Обычно это продолжительные кампании. Поэтому их следует проводить комплексно, в политической, финансовой и военной сфере, действуя с учетом будущих потребностей и оптимально используя силу коалиций, что мы демонстрируем в Афганистане и Ираке.
В Афганистане США и наши партнеры по НАТО объединили усилия с правительством национального единства, чтобы обеспечить безопасность в рамках операции «Решительная поддержка», работая над созданием долговременного контртеррористического партнерства. Точно так же и в Ираке обширная коалиция из 60 с лишним стран оказывает содействие в обеспечении безопасности, в обучении, воздушных перебросках, а также осуществляет ударную поддержку в борьбе с ИГИЛ.
Для разгрома БЭО также необходимо понять связь между такими группировками и транснациональными преступными организациями. Более полное понимание этих взаимоотношений позволит нам останавливать незаконное финансирование, потоки оружия и боевиков, которые попадают в разрываемые конфликтами регионы. Эти знания также позволят нам взаимодействовать с правоохранительными органами, чтобы эффективнее защищать нашу страну от террористов.
Чтобы уничтожить БЭО, в конечном итоге нужно обеспечить безопасность и экономические возможности населению, находящемуся в зоне риска. Такие кампании против БЭО требуют от наших военных оказывать помощь местным властям в искоренении первопричин конфликта во взаимодействии с другими американскими ведомствами и международными организациями. В рамках таких усилий вооруженные силы США регулярно предоставляют гуманитарную помощь и помощь при массовых бедствиях, цель которой — уменьшить страдания людей и возродить надежду.
В. Укрепление глобального сообщества союзников и партнеров
Глобальная сеть союзников и партнеров Америки — уникальная сила, создающая основы международной безопасности и стабильности. Такие партнерства также способствуют росту благосостояния во всем мире, от чего выигрывают все страны.
В будущем вооруженные силы США с союзниками и партнерами продолжат защищать и продвигать общие интересы. Мы будем сохранять наши альянсы, расширять партнерства, поддерживать глобальное стабилизирующее присутствие, проводить учения и тренировки, осуществлять сотрудничество в сфере безопасности и между военными. Такая деятельность наращивает потенциал и возможности партнеров и тем самым совершенствует наши коллективные способности сдерживать агрессию и побеждать экстремистов.
Присутствие американских вооруженных сил в ключевых географических точках мира укрепляет международный порядок и создает благоприятные возможности для взаимодействия с другими странами. Вместе с этим, данные силы можно использовать для действий в кризисных ситуациях. Поэтому мы будем продвигаться вперед, перемещая баланс сил в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона, размещая и наращивая на этом крайне важном театре свои самые передовые силы и средства. Мы будем укреплять наши альянсы с Австралией, Японией, Южной Кореей, Филиппинами и Таиландом. Мы будем углублять наши отношения в сфере безопасности с Индией и укреплять наши партнерства с Новой Зеландией, Сингапуром, Индонезией, Малайзией, Вьетнамом и Бангладеш. Эти усилия крайне важны для поддержания регионального мира и усиления потенциала противоракетной обороны, кибербезопасности, безопасности на море и помощи при стихийных бедствиях и катастрофах.
В Европе мы будем непреклонно сохранять и поддерживать свои обязательства перед союзниками по НАТО. Североатлантический альянс предоставляет жизненно важные гарантии коллективной безопасности и обладает стратегической значимостью в деле сдерживания конфликтов, особенно в свете агрессии России на его периферии. Американская операция «Атлантическая решимость», наши заверения союзников в Европе, натовский «План повышения готовности» и многочисленные действия, учения и меры, содержащиеся в них, подчеркивают нашу преданность альянсу, солидарность и единство с ним, а также служат делу укрепления безопасности. Мы будем и дальше поддерживать наших партнеров по НАТО в деле совершенствования оперативной совместимости с американскими вооруженными силами и обеспечения собственной обороны.
На Ближнем Востоке мы в полной мере поддерживаем безопасность Израиля и сохраняем верность концепции его качественного военного превосходства. Мы помогаем и другим важным партнерам в этом регионе в деле укрепления оборонного потенциала. Среди них такие страны как Иордания, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Египет и Пакистан. Кроме того, мы стремимся к укреплению институтов в странах Африки, которые нацелены на усиление стабильности, наращивание миротворческого потенциала и противодействие трансрегиональному экстремизму. Вооруженные силы США также поддерживают межведомственные усилия Латинской Америки и стран Карибского бассейна по укреплению региональной стабильности и противодействию транснациональным преступным организациям.
Совместная боевая подготовка и учения повышают готовность наших союзников и партнеров, а также способность к взаимодействию и оперативную реакцию вооруженных сил США. Имея таких передовых партнеров, как НАТО, Австралия, Япония и Корея, мы на своих учениях выполняем такие сложные задачи, как обеспечение доступа к оспариваемой территории, а также сдерживание и реагирование на гибридные конфликты. С другими партнерами в ходе боевой подготовки мы сосредотачиваем внимание на совершенствовании навыков в таких вопросах, как борьба с терроризмом, миротворчество, помощь при бедствиях, поддержка правоохранительных органов и поисково-спасательные действия.
Сотрудничество в сфере безопасности составляет основу наших усилий по обеспечению стабилизирующего присутствия на передовых театрах. Эта деятельность позволяет налаживать отношения, служащие общим интересам безопасности. Она также позволяет развивать военный потенциал самообороны и оказывать поддержку в проведении многонациональных операций. Посредством такого сотрудничества мы осуществляем взаимодействие с другими американскими ведомствами и партнерами в целях формирования уважения к культуре и традициям других народов и укрепления отношений, укрепляющих региональную стабильность.
Г. Проведение глобально интегрированных операций
Проведение интегрированных операций требует наличия объединенных сил и средств, способных к оперативной и решительной переброске в любой район земного шара. Как указывается в стратегическом документе «Capstone Concept for Joint Operations: Joint Force 2020 (Концепция совместных операций: объединенные силы 2020) глобально интегрированные операции включают восемь ключевых компонентов: оперативное командное руководство миссией, овладение, удержание и использование инициативы, глобальная мобильность, партнерство, гибкость в создании объединенных сил, совершенствование взаимодействия во всех сферах, дающего повышение эффективности, использование маневренных и малозаметных сил и средств, развитие распознавательных навыков с целью минимизации непреднамеренных последствий. Такие действия зависят от глобального тылового и транспортного обеспечения, защищенной связи, а также от комплексной объединенной разведки, сбора информации и рекогносцировки, проводимой с партнерами.
Проводя глобально интегрированные операции, вооруженные силы США работают в тесном взаимодействии с зарубежными партнерами и другими американскими ведомствами, вырабатывая для нашей страны стратегические варианты действий. При этом военное командование следующим образом расставляет приоритеты в военных задачах, давая рекомендации руководству страны:
Поддержание безопасных, надежных и эффективных сил ядерного сдерживания. Стратегические силы США находятся в состоянии высочайшей боевой готовности и всегда готовы отреагировать на угрозы нашей стране и нашим жизненно важным интересам. Соответственно, мы вкладываем средства для поддержания и совершенствования нашего ядерного комплекса. Мы и дальше будем выполнять положения «Обзора американской ядерной доктрины» от 2010 года (2010 Nuclear Posture Review) и Договора СНВ-3 от 2011 года, обеспечивая при этом потребности нашей национальной обороны. Параллельно с этим мы укрепляем наш потенциал управления стратегическими и региональными ядерными силами.
Обеспечение защиты территории страны. Новые силы, средства и возможности, появляющиеся у государственных и негосударственных игроков, создают разнообразные и прямые угрозы нашей стране. В связи с этим мы стремимся пресекать подготовку к нападению из-за рубежа, создавать защиту от ограниченного нападения с применением баллистических ракет и защищать наши кибернетические системы и объекты физической инфраструктуры. К ключевым элементам внутреннего оборонительного потенциала относятся: надежные системы обнаружения и оповещения космического и наземного базирования; комплексная архитектура сбора, анализа и распространения разведывательной информации; силы перехвата наземного базирования; кибернетические силы; а также боеготовые наземные, воздушные и военно-морские силы. Мы также используем потенциал внутренних и региональных партнерств для совершенствования обмена информацией и объединения усилий. Все эти силы и средства позволят лучше защитить нас как от высокотехнологичных угроз, так и от террористической опасности.
Разгром противника. В случае нападения на Соединенные Штаты или на одного из наших союзников вооруженные силы США совместно с союзниками и партнерами перебросят силы и средства во множество точек земного шара в целях решительного разгрома противника и принудят его прекратить военные действия или лишат его всякой возможности для продолжения агрессии.
Обеспечение глобального стабилизирующего присутствия. Присутствие вооруженных сил США в ключевых местах по всему миру лежит в основе безопасности наших союзников и партнеров, обеспечивает стабильность, способствующую экономическому росту и региональной интеграции, и позволяет объединенным силам проводить неотложные действия в кризисной обстановке.
Борьба с терроризмом. Терроризм — тактика, которую применяют БЭО для продвижения своих интересов. Оптимальный способ противостоять БЭО заключается в оказании на них неустанного давления с применением местных сил, усиленных специализированными военными элементами американских и коалиционных войск, такими как разведка и наблюдение, высокоточные удары, боевая подготовка и материально-техническое обеспечение. Контртеррористические операции также предусматривают координацию усилий с другими американскими ведомствами и совместную работу по противодействию и устранению угроз территории США.
Противодействие оружию массового уничтожения. Ядерное, химическое и биологическое оружие создают чрезвычайную опасность. Оно может дать в руки небольшой группе людей разрушительный потенциал ужасающей мощи. Таким образом, борьба с оружием массового уничтожения на максимальном удалении от нашей страны является ключевой задачей вооруженных сил США. В этих целях мы объединяемся с международными, зарубежными и американскими ведомственными партнерами в целях обнаружения, отслеживания, перехвата, обеспечения безопасного хранения и уничтожения оружия массового уничтожения, его компонентов, а также средств и объектов, необходимых для его изготовления, делая это везде, где такое возможно.
Не дать противнику добиться своих целей. Для достижения наших целей нам крайне важно лишить противника возможностей достичь своих целей или причинить ему неприемлемые издержки. В этом плане большое значение приобретает поддержание боеготовых сил передового базирования, хорошо обученных и оснащенных сил внутреннего базирования, надежной транспортной инфраструктуры с соответствующими силами и средствами, работоспособной и хорошо защищенной системы связи с союзниками и партнерами. Все это в комплексе дает возможность сдержать кризис еще до его эскалации.
Реагирование на кризисы и проведение ограниченных операций в особой обстановке. Еще одна форма проецирования силы — объединение с партнерами при проведении ограниченных операций в особой обстановке. В ходе таких операций может потребоваться переброска дополнительных американских сил и средств в указанный регион для обеспечения надежного сдерживания и устрашения, предотвращения эскалации и предоставления гарантий безопасности союзникам. В дополнение к этому у США имеются боеготовые силы по всему миру, выполняющие задачи по защите наших граждан и дипломатических объектов.
Военные контакты и сотрудничество в вопросах безопасности. Вооруженные силы США укрепляют региональную стабильность, осуществляя сотрудничество в вопросах безопасности с зарубежными военными ведомствами. Такая деятельность соответствует взаимным интересам в военной сфере, помогает развивать возможности партнеров по самообороне и обеспечивает подготовку к многонациональным операциям. Усиление партнеров — основополагающий элемент нашей безопасности, придающий стратегическую глубину нашей национальной обороне.
Проведение операций по обеспечению стабильности и борьбе с повстанцами. Вооруженные силы США находятся в готовности к проведению в случае необходимости ограниченных операций по обеспечению стабильности, взаимодействуя с другими ведомствами, коалиционными силами и войсками страны проведения таких операций. Эти действия подчеркивают уникальность наших сил, в составе которых имеются группы по отношениям между гражданскими и военными, группы по налаживанию партнерства, информационной поддержке, а также осуществляются программы культурной работы.
Оказание поддержки гражданским властям. Когда Соединенные Штаты сталкиваются со стихийными бедствиями и антропогенными катастрофами, наши военные оказывают помощь гражданским властям во взаимодействии с другими американскими ведомствами. Для реализации этих усилий мы объединяем военные и гражданские силы и средства в рамках Национальной системы планирования и Национальной программы действий под руководством Федерального агентства по управлению страной в кризисных ситуациях. Во время чрезвычайных ситуаций внутри страны вооруженные силы США, включая подразделения национальной гвардии и резерва, предоставляют обученный личный состав, средства связи, транспорт, а также оказывают материально-техническую и организационную поддержку. Они работают бок о бок с гражданскими организациями чрезвычайного реагирования, устраняя последствия таких инцидентов и обеспечивая безопасность наших граждан.
Гуманитарная помощь и помощь при массовых бедствиях. На протяжении многих лет американские солдаты, матросы, летчики, морские пехотинцы и береговая охрана быстро и эффективно оказывают жизненно важную помощь отчаявшимся людям по всему миру. Иногда такие действия продолжаются всего несколько недель. Иногда они длятся намного дольше. Но во всех случаях действия по облегчению страданий являются отражением нашего профессионального кредо и тех ценностей, в которые мы верим.
Д. Обеспечение стратегии
Мы не сможем реализовать цели этой Национальной военной стратегии-2015, не имея достаточных ресурсов. Эта стратегия, как и те, что были подготовлены до нее, предполагают неизменное оказание глобального влияния, поддержку союзников и партнеров, а также обеспечение наших полностью добровольных вооруженных сил. Для реализации данной стратегии вооруженным силам США нужен достаточный объем инвестиций в силы и средства, а также для обеспечения их готовности с тем, чтобы когда этого потребует страна, наши военные были готовы добиться успеха.
Приоритеты в военных задачах
- Поддержание безопасных, надежных и эффективных сил ядерного сдерживания
- Обеспечение защиты территории страны
- Разгром противника
- Обеспечение глобального стабилизирующего присутствия
- Борьба с терроризмом
- Противодействие оружию массового уничтожения
- Не дать противнику добиться своих целей
- Реагирование на кризисы и проведение ограниченных операций в особой обстановке
- Военные контакты и сотрудничество в вопросах безопасности
- Проведение операций по обеспечению стабильности и борьбе с повстанцами
- Оказание поддержки гражданским властям
- Гуманитарная помощь и помощь при массовых бедствиях
IV. Инициативы объединенных сил
Объединенные силы США обладают личным составом, технологиями и программами для проведения глобально интегрированных операций и достижения национальных военных целей. Для этого им также требуются новаторски мыслящие командиры, оптимизированные процессы принятия решений и современные военные силы и средства.
А. Военные профессионалы и военная профессия: совершенствование нашего величайшего достояния
Нашим решающим преимуществом являются наши военные и гражданские профессионалы. Они создают основу нашего боевого превосходства и успешных инноваций. Поэтому мы полны решимости обучать и воспитывать творческих, легко перестраивающихся профессионалов, обладающих навыками и умениями в осуществлении комплексных организационных изменений. Для этого мы развиваем нашу организационную культуру и укрепляем наше лидерство.
С учетом вызовов будущего вооруженные силы США будут сохранять готовность к выполнению непредвиденных требований. Мы должны готовить наших военнослужащих к действиям в сложных условиях постоянной опасности, которые требуют храбрости, твердости духа, способности адаптироваться и выносливости с соблюдением преданности ценностям нашей страны и норм профессиональной военной этики.
Приоритетом для нас является формирование лидеров. Для сохранения военных преимуществ мы уделяем особое внимание формированию новаторски мыслящих лидеров во всех наших вооруженных силах – офицеров, рядовых и гражданских лиц. В этих целях мы в комплексе используем боевую подготовку, образование, воспитание, обширный опыт и возможности. Такие элементы закладывают основу знаний, компетенции и опыта, которые становятся неистощимым источником инноваций. Для достижения этих целей мы в процессе обучения и подготовки все чаще сочетаем элементы физических и виртуальных ощущений, моделируя сложную боевую среду и боевые действия в трудных условиях мощного противодействия. Наша система военного образования также совершенствует методы отбора и мотивации преподавательского состава, стимулирования критического мышления, и способствует продвижению наиболее новаторских умов. Непрерывное и требовательное обучение пробуждает новые идеи и помогает в поиске оптимальных способов достижения наших целей.
Готовя лидеров завтрашнего дня, мы подчеркиваем шесть важных характеристик, которыми они должны обладать. Наши лидеры обязаны:
- стремиться к пониманию той обстановки и среды, в которой они действуют, а также последствий применения всех инструментов национальной мощи и власти;
- предвидеть неожиданности, неопределенность и хаос, и приспосабливаться соответствующим образом;
- выявлять перемены и возглавлять преобразования;
- действовать решительно, на основе доверия и полного понимания;
- принимать высоконравственные решения на основе общих ценностей военной профессии;
- мыслить критически и стратегически, применяя принципы и концепции общевойскового боя к совместным операциям.
Мы адаптируем нашу организационную культуру. В целях повышения боеспособности мы обязаны привлекать в свои ряды, сохранять в них, обучать, воспитывать и совершенствовать нужных людей на всех уровнях. Главным в этих усилиях является понимание того, как меняется наше общество. Сегодняшняя молодежь растет в сетевой среде. Она умело пользуется технологиями и интерактивными социальными структурами для решения проблем. Эти люди являются лидерами завтрашнего дня, и мы нуждаемся в них. Поэтому вооруженные силы США обязаны меняться в социальном и культурном плане, чтобы лучше распознавать, взращивать и вознаграждать такие таланты.
Для этого мы думаем, как развивать нашу кадровую политику и практику карьерного роста в целях оптимального использования навыков и умений 21-го века. Мы изыскиваем новые способы для привлечения людей, обладающих ценным опытом в гражданской сфере. Мы также экспериментируем, давая нашим военнослужащим больше доступа к гражданской практике инноваций посредством создания гибких вариантов карьерного роста. В этих усилиях резервные формирования становятся очень важным соединительным мостиком с гражданским населением, обогащая вооруженные силы уникальными навыками и разнообразными перспективами. Кроме того, для создания лучших в мире вооруженных сил также очень важны наши действия по привлечению к воинской службе женщин, для чего мы предоставляем им все новые возможности.
Мы способствуем созданию нравственного руководства. Нравственное руководство крайне важно для защиты и укрепления нашей военной семьи. Для этого необходимо создавать такую профессиональную атмосферу, которая укрепляет уважительное отношение к основополагающим ценностям, способствует повышению личной ответственности и по заслугам оценивает вклад каждого члена нашего профессионального сообщества. Для достижения этих целей мы проводим кампанию доверия, в которой упор делается на взаимоуважение, и подчеркивается важность позитивной культуры. Все это подкрепляется качественными программами по предотвращению посягательств сексуального характера, самоубийств, рискованного поведения и по реагированию на такие действия.
Б. Процессы: использование инноваций и повышение эффективности
Эффективные, целенаправленные и гибкие процессы — средство для достижения наших стратегических целей. Такие процессы включают развитие взаимодействия и функциональной совместимости с другими ведомствами и зарубежными партнерами, и в то же время способствуют децентрализованному выполнению задач.
Мы осуществляем оптимальное планирование с учетом ресурсов и информации. Долгое время мы «потребляли» свою боеготовность столь же быстро, как и формировали ее. В результате произошел спад в нашей долгосрочной готовности. Поэтому мы принимаем меры для того, чтобы найти и сохранить оптимальный баланс между достижением оперативных целей и поддержанием боеготового пополнения у себя дома. Мы пересматриваем оперативные планы, стремясь к повышению гибкости, развитию творческих подходов и интеграции во всех боевых командованиях. Мы также предоставляем видам вооруженных сил и родам войск время для модернизации и замены важной техники и вооружения. Наша цель — это укрепление сил сдерживания с одновременным обеспечением долгосрочной боевой устойчивости по всему спектру проецирования силы. В дополнение к этому мы полнее координируем требования, планы и процессы исполнения дома и за рубежом, добиваясь максимального использования коллективных сил и средств в противодействии общим угрозам. Мы также тщательно рассчитываем силы и средства, приспосабливая их к решению конкретных задач в ограниченных временных рамках и признавая, что в борьбе с целеустремленными противником нужна настойчивость и упорство.
Мы совершенствуем свою глобальную оперативность. Способность быстро объединять и расформировывать силы в любой точке мира является основой и сутью глобальной оперативности. Мы стремимся к повышению оперативности, совершенствуя процессы боевого планирования, поддерживая надежное глобальное присутствие, а также реализуя динамичные процессы управления войсками. Все это позволяет вносить коррективы в военное присутствие в предвидении событий, лучше пользоваться благоприятными возможностями, сдерживать противника и успокаивать союзников и партнеров. В рамках противодействия трансрегиональным угрозам мы также лучше распределяем силы между нашими боевыми командованиями. Мы размещаем свои силы там, где они больше всего необходимы. Примером тому является изменение баланса сил с их смещением в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона и оптимизация нашего присутствия в Европе, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Африке. Мы также вносим коррективы в международные соглашения для обеспечения правовой защиты наших граждан. Такие соглашения позволяют нам укреплять отношения, создающие основу доверия.
Мы требуем повышения эффективности и отдачи. В условиях ограниченности ресурсов мы стараемся использовать их очень рачительно. Плановая дисциплина видов вооруженных сил и родов войск никогда не была так важна, поскольку она повышает экономическую отдачу. Мы работаем над укреплением нашей промышленной базы и в то же время стремимся экономить в рамках инициативы министерства обороны Better Buying Power 3.0 (Оптимизация покупательной способности 3.0). Мы выборочно пользуемся помощью подрядчиков, делая это тогда, когда она способствует выполнению задач. Мы также проводим кадровые сокращения, оптимизируем служебные обязанности, избавляемся от дублирования и повышаем организационную эффективность.
В. Программы: сохранение качественного превосходства
Эффективные программы позволяют нашим военнослужащим результативно воевать и побеждать. Здесь важна своевременная подготовка программ нового поколения в пределах смет, поскольку противник со своими силами и средствами все чаще бросает вызов нашим сегодняшним системам. Чтобы побеждать в условиях разнообразных государственных и негосударственных угроз, мы должны новаторски мыслить, критически оценивать свои предположения и допущения, а также осуществлять перемены.
Мы совершенствуем общую оперативную совместимость. Мы находимся в процессе разработки нового набора стандартов оперативной и функциональной совместимости для будущих сил и средств. Ввиду тех вызовов, которые все чаще создает концепция преграждения доступа/блокирования зоны (A2/AD), в будущем нашим войскам придется действовать на оспариваемой территории. Ключом к достижению успеха в таких условиях станет использование нашими видами вооруженных сил, родами войск, союзниками, другими ведомствами и коммерческими партнерами надежных и совместимых систем. В этом отношении приоритетом является создание объединенной информационной среды, развитие глобально интегрированного тылового обеспечения, а также построение интегрированной совместной системы разведки, сбора информации и рекогносцировки. Реализация данных инициатив, и особенно те новые возможности взаимодействия и кибербезопасности, которые обеспечит объединенная информационная среда, создадут основу для будущей оперативной и функциональной совместимости.
Мы прилагаем усилия для наращивания решающих преимуществ. Силы и средства будущего должны давать нам возможность защищать территорию страны и проецировать военную силу в глобальном масштабе. Важными элементами противодействия A2/AD, космическим, кибернетическим и гибридным угрозам являются: системы обнаружения и оповещения космического и наземного базирования, интегрированные и устойчивые платформы разведки, сбора информации и рекогносцировки, стратегические переброски, высокоточное оружие большой дальности, средства противоракетной обороны, подводное оружие и системы, транспортные средства и техника с дистанционным управлением, войска специального назначения, кибернетические силы и прочее. Мы также совершенствуем наши глобальные системы материально-технического обеспечения, нашу инфраструктуру управления, делая это для того, чтобы лучше проводить операции с широким рассредоточением сил и средств. Мы модернизируем нашу ядерную триаду и работаем над защитой страны от асимметричных угроз.
Чтобы усовершенствовать организационную оперативность, мы расширяем отношения с американскими компаниями, в том числе, с самыми инновационными в мире, делая это для изучения их новейшей практики и передового опыта. Далее, мы оптимизируем свои организационные усилия, дабы воспользоваться информацией, собранной в рамках «Оборонной инновационной инициативы», которая нацелена на поиск потенциальных стратегических и оперативных преимуществ посредством военных игр и учений, разработки концепций и разнообразных инвестиций в технологии.
Создавая новые возможности, силы и средства для противодействия угрозам по всему спектру конфликта, мы также должны поддерживать достаточный потенциал и уровень готовности для выполнения наших международных обязательств. Здесь может потребоваться развитие традиционных платформ. Либо же нам придется создавать совершенно новые, недорогие и гибкие системы. Во всех случаях наши программы должны обеспечивать быструю адаптацию в целях противодействия противнику, который использует неожиданные методы борьбы и системы вооружений.
V. Заключение
Национальная военная стратегия Соединенных Штатов Америки от 2015 года дает общее представление о грозящих нам стратегических вызовах и подробно показывает, как мы будем использовать свои вооруженные силы для обеспечения безопасности нашей страны, союзников и партнеров.
В этой стратегии признается нарастающая сложность международной обстановки, движущей силой которой являются быстрые и глубокие изменения. В ней также указаны наши важные преимущества, демонстрируется наша преданность нормам международного права, подчеркивается важность наших союзников и партнеров, а также мощная привлекательность свободы и человеческого достоинства.
Когда эти преимущества уравновешивают стоящие перед нами вызовы, они помогают нам создавать более безопасное будущее.