Погружение в пучину экономического кризиса было стремительным, но Ирландия, Испания и Португалия сумели избежать грозившей катастрофы. Им помогли партнеры по ЕС, а также кредитные программы европейских стабилизационных фондов. Решившись на суровые реформы, эти три страны выбрались из долговой ямы и смогли добиться экономического роста. Правда, спасение далось им нелегко. Их опыт мог бы быть полезен и для Греции, если бы Афины, конечно, захотели им воспользоваться.
Как начинался кризис
Ирландия стала второй страной еврозоны после Греции, экономика которой пошла под откос в 2008 году. В отличие от южноевропейского государства, банкротство угрожало «зеленому острову» не из-за проблем с госбюджетом. Ирландию довели до кризиса частные долги. В предшествующие этому годы экономического бума банки слишком легкомысленно относились к выдаче кредитов, прежде всего под строительство новых зданий. На рынке недвижимости надулся огромный мыльный пузырь, который в 2008 году лопнул. Правительство было вынуждено пойти на гарантию банковских вкладов, чтобы предотвратить полное потопление кредитных институтов. Один лишь Anglo Irish Bank получил от государства около 30 миллиардов евро. В то же время в казну поступало все меньше налоговых сборов. Ирландская экономика переживала упадок, больше всего пострадала строительная отрасль.
Испания вошла в зону турбулентности также из-за пузыря на рынке недвижимости. Во времена экономического расцвета в стране строилось до 800 тысяч новых квартир ежегодно, а цены на жилье утроились в течение десяти лет. Но, как оказалось, и здесь слишком многие проекты финансировались в кредит. В конце концов, в 2008 году частная задолженность оказалась вдвое выше, чем весь испанский ВВП. Когда цены внезапно рухнули, многие должники разорились, а экономику разбил паралич. В один момент государство оказалось в ситуации, когда нужно было ежегодно выплачивать 32 миллиарда евро в виде пособий по безработице.
Португалия вошла в еврозону в 2002 году. Сразу после этого в страну потекли инвестиции, вот только на производительности труда это никак не сказалось. Португальская индустрия считалась убыточной, но, несмотря на это, государственные расходы росли. Критики указывали, что сама социальная система страны работала в кредит. Госдолг рос, международные кредиторы перестали доверять Португалии. В 2010 году рейтинговые агентства стали понижать оценку ее кредитоспособности. Чтобы привлечь инвесторов, правительству даже пришлось в течение некоторого времени предлагать 15-процентные выплаты по государственным облигациям.
Как шла борьба с кризисом
В 2010 году Ирландия попросила о помощи у созданного незадолго до этого Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF), а также у Международного валютного фонда (МВФ). Страна получила экстренный кредит в 68 миллиардов евро. Множество банков было национализировано, в том числе в 2009 году и проблемный Anglo Irish Bank. Правительство ввело режим жесткой экономии и последовательной санации государственных финансов. Были сокращены зарплаты чиновников и социальные выплаты, повышен НДС.
В 2012 году Испания также получила многомиллиардную помощь от Евросоюза для спасения банковской системы, благодаря чему ее удалось стабилизировать. Однако Мадрид официально так и не попросил поддержки у европейских стабфондов, а потому проведение реформ не должно было контролироваться из Брюсселя. Тем не менее, и испанское правительство начало проводить политику жесткой бюджетной экономии, натолкнувшуюся на громкий протест в широких слоях общества.
В мае 2011 года Португалии по общему решению европейских министров финансов был выделен кредитный пакет. Таким образом, после Греции и Ирландии эта страна стала третьим получателем финансовой помощи от европейских стабфондов. В период до 2014 года Европейский центральный банк (ЕЦБ) совместно с МВФ выделил на поддержку Португалии 78 миллиардов евро. В качестве ответного шага Лиссабон снизил оклады госслужащих и урезал социальную помощь. Кроме того, были повышены НДС и другие налоги.
Какова нынешняя ситуация
Ирландия считается сегодня образцом успешности в преодолении кризиса при помощи мер строжайшей экономии. В декабре 2013 года «зеленый остров» первым среди получателей помощи сумел отказаться от услуг европейских стабилизационных фондов. В 2014 году экономический рост страны составил 5 процентов — рекорд для всего Евросоюза. Сегодня ее ВВП почти достиг докризисного уровня. А как поживает злосчастный Anglo Irish Bank, чуть не разоривший Ирландию? Судьбу его менеджеров должен решить самый крупный в истории страны судебный процесс.
Испания получила 40 миллиардов евро в рамках программы финансовой помощи, которая завершилась в январе 2014 года. В текущем году правительство оптимистично рассчитывает на экономический рост в 3 процента. Кажется, и здесь найден выход из кризиса. Но не все так гладко: почти у каждого четвертого испанца по-прежнему нет работы, а политические партии, критикующие политику экономии, сумели добиться успеха на региональных выборах.
Португалия пользовалась европейской программой финансовой поддержки в течение трех лет и вышла из нее в мае 2014 года. Экономика страны впервые показала рост, правда, небольшой — 0,9 процента. Правительство обещает продолжать реформы, хотя ситуацию осложняет демографическая проблема — стареющее население. Показатели благосостояния португальцев по-прежнему на последнем месте в Западной Европе.