Данная статья (мы публикуем ее с любезного разрешения наших партнеров из Telos) была написана еще до того, как греческий премьер Алексис Ципрас объявил в пятницу о проведении референдума по выдвинутым Еврогруппой требованиям.
Пять лет кризиса и переговоров на краю обрыва, жесткой экономии и зачатков реформ, постановочных конфликтов и явной слабости главных действующих лиц… В конечном же итоге перед нами в полный рост встает следующая непреложная истина: выход Греции из еврозоны стал бы катастрофой для страны и источником серьезной опасности для всей Европы.
Поэтому нам, наверное, стоит рассмотреть ситуацию в иной перспективе, решительно отодвинуть в сторону бесплодные споры об аутизме «тройки» и «жертве» Греции, навязывании сильным своей воли слабому и соблюдении подписанных договоренностей, обманчивых соглашениях, которые призваны лишь выиграть время, и громогласных заявлениях об одиозных долгах.
Что нужно сделать, чтобы Греция уверенно осталась частью Европы и еврозоны? И как добиться того, чтобы другие члены еврозоны не познали ее судьбу?
Сейчас можно выделить пять принципов, которые исходят из опасности дефолта в Греции и выявленных кризисом слабостей Маастрихтской системы.
1. Потребность в «культуре стабильности»
У нас не может быть устойчивого сосуществования стран Южной и Северной Европы и вообще общеевропейского проекта без принятой всеми «культуры стабильности», как ее называют в Германии. Это означает, что каждая страна должна не просто соблюдать равновесие государственных финансов, критериев дефицита и задолженности, а сделать их частью ведомственного устройства. Именно в этом смысл европейского бюджетного пакта.
Принятие этого принципа не подразумевает отказа от контрациклической политики или политического контроля над собственным бюджетом. Нет, все это просто означает, что мы должны принять бюджетный баланса на циклической основе, не считать пакт стабильности и экономического роста простым клочком бумаги, перестать на свой манер интерпретировать подписанные соглашения.
С 2002 по 2015 гг. в Греции неизменно наблюдался дефицит государственных финансов: с 6% в 2002 году до 15% в 2009 году и, наконец, 4% в 2015 году после резкой его корректировки. Все эти данные играют против навязанной «тройкой» политики жесткой экономии, потому как демонстрируют, что дисбаланс существовал уже давно и был частью греческой модели экономического роста с опорой на потребление и госзатраты. Этот принцип подтверждает установленный показатель первичного профицита в обсуждающемся в настоящий момент плане, раз накопленный долг заслуживает особого подхода.
2. Экономический рост в кредит нежизнеспособен
По общему правилу, страна должна быть в состоянии профинансировать собственный импорт с помощью экспорта, либо в противном случае пользоваться достаточно высоким доверием, чтобы восполнить нехватку на финансовых рынках. Раз в еврозоне потребность в высокой конкурентоспособности накладывается на невозможность провести девальвацию, ни одна страна зоны не может допустить устойчивого спада конкурентоспособности и позволить расходам на персонал превысить рост производительности. Стремление менее обеспеченных стран выйти на уровень жизни их более развитых соседей вполне понятно, однако в долгосрочной перспективе этого можно добиться лишь качеством специализации, масштабами увеличения производительности и высоким экономическим ростом.
В определенный момент власти могут перейти на рост в кредит, то есть профинансировать внутреннее потребление за счет дефицита бюджета, импорта и спекуляций с недвижимостью. Тем не менее такая ситуация может продолжаться лишь до тех пор, пока кредиторы на это согласны. В Греции же с 2002 по 2015 гг. реальные зарплаты росли быстрее производительности, чего нельзя сказать о той же Германии! Бюджет страны находился в состоянии бесконечного дефицита с 2002 по 2013 гг.: с –6% в 2002 году до 0% в 2013 году с пиком в –15% в 2008-2009 годах.
Быстрый анализ внешнеторгового баланса Греции позволяет дать оценку масштабам производственной проблемы. Главными прибыльными отраслями Греции являются туризм, морской транспорт и продажа переработанных нефтепродуктов. Раз морской транспорт почти не создает добавочной стоимости внутри страны, а переработка нефтепродуктов отличается слабой маржой и зависит от импорта, можно с уверенностью утверждать, что Греции, по факту, нечего предложить кроме туризма. Прочное членство в еврозоне требует стабильных усилий для формирования производственной базы, для чего требуются инвестиции: облегчение доступа для инвесторов, открытие госзаказов и госисследований для среднего и малого бизнеса. Французские и немецкие экономисты даже предлагают сформировать в Греции открытые зоны по китайскому примеру. Идея заслуживает проверки на практике, потому что административные и юридические барьеры тормозят предпринимательские инициативы.
3. Национальные механизмы реализации общих программ
Два этих давних принципа никак не смогли предотвратить постоянных отступлений от правила с самого формирования еврозоны. Государствам-членам пришлось в срочном порядке спасать Грецию, составить для этого кодекс отношений странами-кредиторами и должниками, изобрести новую систему управления. Как бы то ни было, у греков сформировалось отторжение ко всем этим мерам, которые они посчитали инвазивными, незаконными и неэффективными. Отсюда и прозвучавшее от некоторых экспертных групп предложение о выходе, подразумевающее форсированную интеграцию еврозоны с движением к экономическому федерализму. Предусмотренные меры касаются в основном право вето комиссии по национальным бюджетам, формирование европейского казначейства, агентства по федеральному долгу и поста министра экономики Европы.
Тем не менее, вся сложность заключается в том, что во многих европейских странах не наберется необходимого для продвижения таких мер политического большинства. Отсюда следует третий принцип: необходимы эффективные механизму реализации общеевропейских программ на национальном уровне. В случае Греции это означает демократическую легитимизацию принятой программы, а во Франции и Германии — общие шаги в таких важных и символических областях как налогообложение. На уровне Европы речь идет об увеличении числа независимых органов оценки бюджетной и фискальной политики, а также показателей конкурентоспособности.
Так, в каждой стране нарастают споры между независимыми органами и государственными властями, между независимыми национальными институтами и европейскими властями. Можно сколько угодно сетовать на усталость от ЕС и ослабление интеграционной динамики, однако греческий пример наглядно демонстрирует, что если народ говорит «нет» европейской программе, нужно обязательно учитывать это, и никто не может прикрыться напоминанием о прошлых обязательствах.
4. Европа — не строевой лагерь
Европа — не строевой лагерь, и никто не должен принудительно в ней оставаться, если на то нет открытого и демократически выраженного желания. С подачи «тройки» Греции пришлось проглотить горькую пилюлю. Пока что она неизменно отдавала предпочтение урезанию зарплат, пенсий, расходов на соцобеспечение… вместо кардинальных реформ налогообложения, судебной системы, рынка товаров и услуг, администрации, политических нравов. В прошлом она пожала плоды европейских щедрот в виде структурных фондов, снижения процентных ставок и различных программ помощи. Но не смогла ни превратить все это в локомотив экономического роста, ни выстроить промышленность, ни сформировать необходимые материальные и нематериальные инфраструктурные основы.
Это подводит нас к четвертому принципу: нельзя брать на себя дополнительные европейские обязательства без широкого и устойчивого политического соглашения. Положительная сторона нынешней ситуации в том, что она вынуждает правительство СИРИЗА повернуться к избирателям, если ему придется принять план восстановления, который будет слишком далеко отходить от предвыборных обязательств. В любом случае, в отличие от предыдущих планов по указке «тройки», речь будет идти о суверенном правительстве, которое оценило имеющиеся у него варианты и договаривалось о новом плане с опорой на четкую политическую базу. Часто звучащий аргумент о тирании «тройки» потеряет смысл.
5. Реструктуризация греческого долга
Остается лишь вопрос прошлых долгов. Всем ясно, что он неподъемен, что Греция неплатежеспособна, и что ЕС долгое время утверждал обратное, расширяя программы предоставления ликвидности греческой финансовой системе. Придет момент, когда греческий долг нужно будет реструктуризировать. Накопленная задолженность является отчасти последствием страшной геостратегической ошибки, которая заключается в попытке решить проблему ликвидности с продлением сроков погашения и «ампутацией» долгов частного сектора, хотя все на самом деле упиралось в платежеспособность. Задача на первичный профицит должна быть грамотно откалибрована для его устойчивой реализации, что означает соотношение долга к ВВП менее, чем в 120% к 2020 году, как уже указывала «тройка» во втором плане помощи. Таким образом, для достижения поставленной цели профицит должен составлять порядка 3% начиная с 2017 года.
Спасение Греции продемонстрировало невероятную пластичность европейских институтов и решающую роль Центробанка, а также пролило свет на то, что никто не в силах надолго отказаться от бюджетной дисциплины, не может вечно мириться с дефицитом внешней торговли и требовать от партнеров безусловной поддержки. Пока ЕС остается конфедерацией национальных государств, проблемы конкурентоспособности, государственных расходов и стимулирования экономического роста останутся первостепенными понятиями. Если от планов о выходе все же откажутся по финансовым, экономическим и геополитическим причинам, если ЕС и ЕЦБ продолжат поддерживать Грецию, конечной целью может быть только устойчивое закрепление Греции в Европе и жизнеспособность ее политической модели.
В обстановке кризиса была придумана новая европейская система управления. Она включает в себя исключительный федерализм в тех случаях, когда на кону стоит выживание оказавшейся в тяжелой ситуации страны, и европейскую сопроводительную стратегию. Сейчас же необходимо развивать национальные инструменты реализации стоящих в европейской повестке реформ и показать, что вместе мы можем вернуться на путь роста, хотя у народов остается право в любой момент дать задний ход.