Опубликованный специалистами Gallup-Healthway индекс благополучия позволяет оценить, как обстоят с ним дела в разных странах мира. И понять, что богатство далеко не всегда становится гарантией счастья. Наглядным примером тому служит Европа, которая завоевала пальму первенства финансового благополучия, несмотря на глубокий социальный раскол.
23 июня специалисты Gallup-Healthway обнародовали составленный ими индекс благополучия, который вобрал в себя 145 стран по всему миру. Во главе списка — американский континент: 31% его населения утверждают, что у них все прекрасно в каждой из представленных категорий (общественная, финансовая, межличностная и физическая). В Европе на все эти вопросы утвердительно ответили лишь 22%. Для сравнения, среднемировой показатель составляет 17% при 19% в бывшем восточном блоке, 15% на Ближнем Востоке и в Северной Африке, 13% в Азии и 10% в Центральной и Южной Африке.
В индивидуальном рейтинге лидируют Центральная Америка и Антильские острова: Панама, Коста-Рика и Пуэрто-Рико. Это наглядно демонстрирует, что благополучие населения не измеряется одним лишь ВВП. Три вышеуказанных государства занимают первые места во всех категориях за исключением финансовой, где они находятся в промежутке между 30-м и 50-м местами.
В целом, несмотря на посредственный результат (в своем благополучии уверены всего 22% населения), Европа ближе к восточному блоку, чем к Америке. Как бы то ни было, есть тут один немаловажный момент. На какие бы мысли не наводила нас нынешняя экономическая ситуация в еврозоне, Европа все же стала мировым лидером в плане финансового благополучия. 40% европейцев уверены в своем финансовом процветании, тогда как в других зонах мира этот показатель колеблется от 9% (Центральная и Южная Африка) до 30% (Америка).
Дело в том, что, несмотря на все сложности последних семи лет, Европа все еще остается первым регионом мира в экономическом плане. Ее совокупный ВВП составляет 20 триллионов долларов при населении более 500 миллионов человек, что теоретически обеспечивает европейскому гражданину втрое больше богатств по сравнению со среднемировым показателем и в 20 раз больше — с африканским.
Если подробнее рассмотреть ситуацию, среди 145 изученных стран в десятке самых благополучных в финансовом плане стран находятся девять европейских государств. И именно тут в европейском континенте, который ошибочно воспринимают как нечто однородное, просматривается его внутренний разлом, разделительная линия между югом и севером. Так, первые места по показателям финансового благополучия принадлежат практически полностью северу: Норвегия, Швеция, Швейцария, Нидерланды, Австрия, Германия, Люксембург, Дания, Сингапур (единственное исключение из правила) и Финляндия. Благодаря высоким индексам этих стран весь континент получает мировую пальму первенства финансового благосостояния.
На южной же стороне континента все далеко не так радужно. Франция оказалась на 45 месте, Италия — на 38-м, Испания — на 36-м, Португалия — 74-м, а Греция, что не удивительно, скатилась на 113 место из 145. В рейтинге общего благополучия Греция скромно ютится на 111 месте между Палестиной и Мали, а Франция занимает 48 место позади России.
О таком внутриевропейском расколе говорили еще предыдущие опросы и, в частности, исследование американского центра Pew Research от 2 июня.
Так, ответы жителей разных стран континента об экономическом благосостоянии их государства очень сильно разнятся. И хотя 75% немцев называют ситуацию у себя на родине «хорошей», аналогичного мнения придерживаются только 14% французов и 12% итальянцев.
Эта тенденция сформировалась главным образом за последние годы под грузом стартовавшей с 2008 года стагнации и рецессии.
Так, если в 2007 году о ситуации в экономике положительно отзывались 65% испанцев, в 2013 году этот показатель упал до 4%. Стоит отметить, что пессимизм всегда был константой для Франции, где даже в 2007 году, когда безработица падала, а экономический рост находился на стабильной отметке, в позитивном ключе экономику воспринимали только 30% опрошенных (в 2013 году из стало 9%).
Поэтому хотя Европа и остается лидером по экономическому благосостоянию, рецессия 2008 года углубила внутренний раскол и пролила свет на существование двух объективно отличающихся друг от друга блоков — севера и юга.
Николя Гецманн (Nicolas Goetzmann) — специалист по экономике Atlantico.