Процесс распада сирийского государства, стартовавший четыре года назад и продолжающийся по сей день, застал Израиль в состоянии геополитической и исторической слепоты. Смехотворная концепция «договоренностей с Асадом», подразумевавшая вывод Сирии из оси зла в обмен на возможность «болтать ногами в озере Кинерет», исчезла, но выводы сделаны не были, и на ее место пришла новая концепция, тоже сформулированная, в основном, оборонным ведомством. Израильский интерес сужен до предотвращения поставок современного оружия из Сирии группировке «Хезболла», в надежде, что мировое сообщество уладит проблему сирийского химического оружия.
Виртуозные тактические действия военных по достижению этих целей привели к тому, что политическое руководство не поняло всей значимости момента. Правительство упустило возможность занять новую, стратегическую позицию в духе Давида Бен-Гуриона и впервые за 50 лет начать серьезный и конструктивный диалог с мировым сообществом об изменении государственных границ на Ближнем Востоке и получения международного признания израильского суверенитета на Голанских высотах в рамках усилий по стабилизации региона.
Быстрые и глубокие перемены на Ближнем Востоке ставят в тупик израильское стратегическое руководство, которое предпочитает готовиться к войне. Сирии больше нет и не будет. Договоры, определившие границы государств на Ближнем Востоке после Первой мировой войны, утратили силу, и регион ожидают долгие годы нестабильности. В условиях изменившейся обстановки Израиль обязан пересмотреть стратегические интересы, причем делать это следует, заглядывая далеко в будущее, а не глубоко в прошлое. И касается это не только Сирии.
Уникальная возможность изменить международный статус Голанских высот предоставлена историческими процессами, достигшими пика в наши дни. Израиль может и должен отделить переговоры о Голанских высотах с мировым сообществом от обсуждения статуса Иудеи и Самарии. В отличие от Иудеи и Самарии, на Голанских высотах нет проблемы власти над другим народом. 22 тысячи друзов, которым повезло оказаться на израильской части Голанских высот, пользуются полными гражданскими правами. Там нет и демографической проблемы, так как на Голанских высотах живут еще и 25 тысяч евреев. А, главное, альтернативы израильскому контролю над этим регионом тоже нет, и еще долго не будет.
Следует обсудить возможное взаимопонимание с международным сообществом об изменении статуса территории от Кунейтры до Кинерета, в широком контексте стабилизации региона. Ни «исламский халифат» ИГИЛ, не джихадисты из «Джабхат ан-Нусра», не ось Иран — «Хезболла» — Асад, владея Голанскими высотами, не будут способствовать стабильности региона. Для Голанских высот нет иной альтернативы, кроме израильского контроля.
Очевидно плохая планируемая сделка по ядерной программе Ирана тоже дает возможность поднять эту проблему. Израиль вряд ли может повлиять на сам факт подписания соглашения, но он имеет возможность влиять на «компенсацию» за подписание. Будет большой исторической ошибкой удовлетвориться только тактическими аспектами вроде современного оружия. Иранский успех и асадовскую жестокость должны уравновесить максимальное сокращение угрозы от ядерной программы Ирана, а также снижение вероятности агрессии с применением конвенционального оружия. Поэтому следует добиться международного согласия и окончательно похоронить шиитско-алавитские надежды отвоевать Голанские высоты, составляющие менее 1% от территории бывшей Сирии.
Стратегической страховкой должна стать американская гарантия, в том числе, по Голанским высотам, включающая обещание президента и законодательное решение Конгресса об израильском суверенитете над этим плато. В 1975 году президент США Джеральд Форд дал письменное обещание премьер-министру Ицхаку Рабину о признании жизненно важной необходимости Голанских высот для Израиля, в том числе, и в мирное время. 40 лет спустя, на фоне распада Сирии, захвата огромных территорий боевиками ИГИЛ и наметившейся «гнилой сделки» с Исламской республикой Иран, возможным и необходимым достижением Израиля станет изменение позиции мирового сообщества и поддержка США в отношении Голанских высот.
Цви Хаузер в 2009-2013 году занимал должность секретаря правительства Израиля