Ввиду своего сложного финансового положения Москва «обладает весьма ограниченными возможностями» по предоставлению кредита Греции, если эта страна обратится к ней с такой просьбой для погашения своего долга, считает заместитель директора Института Европы РАН по научной работе. «Наиболее вероятно, что Россия ограничится символическими действиями, хотя политические отношения могут стать более теплыми», — говорит Буторина, ведущий специалист по европейской валютной системе.
В воскресенье греки отвергли рекомендации Еврокомиссии, МВФ и Европейского Центробанка по поводу условий соглашения. Как сообщает пресс-служба Кремля, в понедельник по инициативе премьер-министра Греции Алексиса Ципраса состоялся его телефонный разговор с президентом РФ Владимиром Путиным. Оба руководителя, в июне встречавшиеся в Санкт-Петербурге, обсудили итоги греческого референдума, а также «некоторые вопросы дальнейшего развития российско-греческого сотрудничества». Ципрас проинформировал о продолжении контактов с европейскими кредиторами, а Россия выразила поддержку «усилиям греческого общества по выходу из сложившейся ситуации», сообщил помощник президента РФ Юрий Ушаков. Как утверждают российские СМИ, разговор с Путиным стал первым, который Ципрас провел с главой иностранного государства после оглашения итогов референдума.
«Отрицательный ответ на греческом референдуме приведет к снижению авторитета и роли ЕС и МВФ в глазах россиян, что вполне соответствует их скептическому отношению к западным партнерам», — заявила Буторина в интервью El País. C практической точки зрения, референдум «приведет к застою в отношениях между Россией и ЕС и попыткам некоторых стран-участниц диалога между Россией и ЕС заменить этот многосторонний формат двухсторонним, например, Россия-Греция или Россия и какие-то другие государства ЕС», говорит эксперт, подчеркивая, что «провал политики Восточного партнерства ЕС привел к ослаблению отношений между Россией и ЕС как организации».
Другим последствием греческого «нет» на референдуме является снижение курса евро по отношению к доллару и растущая волатильность обменного курса обеих валют. Снижение курса евро благоприятно скажется на российских экспортерах, проводящих операции в долларах, а также на импортерах, учитывая то, что более половины промышленных товаров закупаются в Европе за евро. В понедельник, согласно официальному курсу Центробанка РФ, евро стоил 62,42 рубля, что на 0,67% выше пятничного курса. Но эта котировка стала следствием динамики курса рубля, а не евро, подчеркнула Буторина. Последствиями стратегического характера могут стать дестабилизация ситуации в ЕС и нарастание проблем в еврозоне с последующим застоем в отношениях между ЕС и Россией. В отличие от Кипра, где банки многократно увеличивали ВВП, Греция сталкивается с проблемой отсутствия конкуренции и спада промышленного производства. Помимо искаженных статистических данных, плохой собираемости налогов, слишком большого объема социальных выплат и раздутого бюрократического аппарата, ЕС не захотел заметить, что одна из основных причин греческого кризиса заключается в том, что экономика этой страны «не смогла выдержать глобализации и конкуренции и оказалась ослабленной в результате создания единого рынка внутри ЕС».
Ольга Буторина приводит выдержки из доклада, подготовленного в 1987 году под руководством Томмазо Падоа-Скьоппа (Tommaso Padoa-Schioppa), одним из создателей евро, основателем и членом правления Европейского Центробанка, скончавшегося в 2010 году. Как утверждается в документе, создание внутреннего рынка создаст множество структурных проблем для слабых стран региона, поскольку вызовет бегство капиталов и утрату конкурентоспособности многих отраслей их экономик. «Примером этой ситуации стала Греция, производившая товары средней конкурентоспособности и пользовавшихся определенным спросом до тех пор, пока не была введена единая валюта», — продолжает заместитель директора Института Европы. «Инженеры и квалифицированные работники, производившие товары среднего качества, остались без работы, их дети стали чиновниками, которые берут взятки, продавцами на рынках или таксистами. То есть, структура рабочей силы и качество товаров, которые получают граждане, ухудшилось», — отмечает Буторина. «Чтобы избежать этого, греческим руководителям следовало бы начать долгосрочные реформы, которые принесли бы результаты через 15-20 лет, то есть, намного позже четырехлетнего президентского срока. Но какой политик на это пойдет? Далеко не все страны могут собрать команду авторитетных экономистов, способных выработать долгосрочную стратегию развития. Европейский Центробанк положительно относится к заявкам на вступление в еврозону Болгарии и Румынии, где может произойти то же самое, что в Греции», — говорит в заключение Буторина.