6 сентября прошлого года. Количество льдов в Северном Ледовитом океане достигло минимума. Там появилась эскадра, состоящая из шести военных кораблей и двух атомных ледоколов. Военные корабли — эскадренный миноносец, танкодесантное судно и другие корабли российских военно-морских сил. Эскадра отработала глубинное минирование на случай возможного обнаружения подводных лодок противника.
«Мы не предоставим наши истребители F-16 для борьбы с Исламским государством». В октябре об этом заявила премьер-министр Норвегии Эрна Солберг (Erna Solberg). В связи с активизацией российских войск она решила укрепить воздушную оборону своей страны.
В марте и мае этого года Россия также провела крупномасштабные военные учения. Более того, она стала возрождать военные базы, которые были закрыты в конце холодной войны. Предполагается, что на севере России будет построено более десяти аэродромов. Если этот проект осуществится, то Россия сможет развернуть в арктическом регионе мощные военно-воздушные силы. Также РФ сформировала в Арктике штаб Объединённого стратегического командования, который объединил ВМС, ВВС и сухопутные войска. Было принято решение о создании двух моторизованных бригад.
В связи с этим в этом году Норвегия увеличила оборонный бюджет на 3,4%. Сейчас он равняется 5,6 миллиарда долларов. Норвеги модернизируют танки и совершенствуют систему противовоздушной обороны. Канада начала использовать беспилотники для патрулирования арктического региона.
Вся эта гонка вооружений объясняется острым интересом к природным ресурсам Арктики.
«Если в будущем разразится арктическая война, то она начнется на хребте Ломоносова». Такое мнение высказывают многие специалисты по Арктике. Под этим хребтом находится громадное количество нефти и природного газа. В настоящее время приоритетное право на разработку этого месторождения не принадлежит ни одной из стран, однако Россия, Дания и Канада проявляют сильный интерес к этому региону. Изначально право на разработку определяла специальная организация ООН, однако в последнее время сложилась такая международная обстановка, при которой территории захватываются в одностороннем порядке: Россия присоединила Крым, Китай строит в Южно-Китайском море искусственные острова. Другие страны опасаются, что Россия, захватившая первенство в гонке вооружений, под каким-нибудь предлогом присвоит себе хребет Ломоносова.
Свою роль в Арктике играет и российско-американский ядерный конфликт. Во время холодной войны благодаря тому, что США и СССР обладали ядерным оружием, в мире поддерживался «баланс, основанный на страхе». Однако после окончания холодной войны США начали активно разворачивать свою систему ПРО, и баланс стал рушиться. Российские войска увеличили численность спецназа в Арктике. Очевидно, что делается это для того, чтобы в случае чрезвычайных ситуаций эти бойцы могли захватить объекты ПРО, которые находятся на Аляске и в Канаде.
США действуют не так активно. Они вынуждены заниматься такими проблемами, как борьба с ИГИЛ, украинский кризис и обстановка в южно-китайском море. У Вашингтона нет возможности заниматься еще и Арктикой. У США есть только два ледокола (у Канады — шесть). Для сравнения: в России — 38 ледоколов. В США опасаются, что если страна вступит еще и в арктическую гонку вооружений, это может серьезно ослабить ее.
США могут успешно бороться с российскими стандартными вооружениями при помощи высокоэффективных информационных систем, которые объединяют сухопутные, воздушные и морские силы, однако реальность такова, что у США нет в Арктике достаточного количества спутников. Для России велико искушение попытаться изменить статус-кво в свою пользу еще до того, как американские войска усилят свое присутствие в арктическом регионе.
В последние годы Китай также проявляет большой интерес к Арктике. С этой целью он сближается с Исландией. С точки зрения безопасности холодный Северный Ледовитый океан в самое ближайшее время может внезапно стать «горячим».
Дополнительная информация
Хребет Ломоносова — подводный хребет в Северном Ледовитом океане. По прогнозам России, под хребтами Ломоносова и Менделеева находится пять миллиардов тонн нефти и газа. Россия, Дания и Канада настаивают на том, что хребет Ломоносова является частью их шельфа. Комиссия по границам континентального шельфа пока не приняла решения о том, с шельфом какой страны соединяется этот хребет.