11 июля исполняется 20 лет со дня кровавых событий в Сребренице, где по разным оценкам, погибли восемь тысяч человек. Вне всякого сомнения, резня в Сребренице является одним из самых кровавых эпизодов Боснийской войны, а также позором для международного сообщества, которое, заявило, что город является «безопасной зоной» и не вмешалось в трагическое развитие событий, допустив гибель тысяч ни в чем неповинных людей.
20 лет спустя по-прежнему сохраняются разночтения в понимании событий тех дней, а в мире существуют разные мнения о том, как следуют почтить память погибших.
Наиболее отчетливо разногласия проявились в том, что касается резолюции Совета Безопасности ООН, предложенной Великобританией к 20-летию массового убийства в Сребренице и признании этого события актом геноцида. Великобритания предлагает почтить память жертв геноцида, а также всех пострадавших во время войны. Если вопрос о классификации геноцида понятен, то остается открытым вопрос, какую из воюющих сторон надо считать пострадавшей.
Вопрос памяти о жертвах Сребреницы важен по двум аспектам: во-первых, это своего рода барометр, который определит ситуацию, сложившуюся в регионе спустя пятнадцать лет после последнего конфликта на Балканах, и, во-вторых, даст ответ на вопрос: какую роль сыграло международное сообщество в урегулировании конфликта?
Эти два аспекта тесно переплетены друг с другом, и от них в конечном счете зависит примирение, без которого невозможно обеспечить стабильный и прочный мир в регионе.
Именно в этом заключается смысл предложения Великобритании, которая хотела бы через резолюцию СБ ООН добиться примирения на Балканах. Можно возразить инициативе Великобритании и напомнить, что Международный суд ООН в Гааге уже квалифицировал события в Сребренице как геноцид и возложил ответственность за массовое убийство на войска боснийских сербов.
Вместе с тем было бы интересно узнать, а вмешательство НАТО в Косово достигло своей цели или нет?
Как показывает практика, каждая новая иностранная интервенция лишь создает дополнительное препятствие в нелегком деле построения мира. Дискуссии о жертвах, об ответственности одних перед другими только расшатывают зыбкое спокойствие в регионе.
Чтобы проиллюстрировать иную точку зрения, можно взять в качестве примера другой праздник, когда ежегодно, 5 августа, в Книне (Хорватия) отмечается День победы и отечественной благодарности. В этот день в 1995 году, в ходе военной операции «Буря», хорватская армия вошла в Книн — столицу самопровозглашенной Республики Сербская Краина. В ходе операции было убито две тысячи, а изгнано 200 тысяч сербов, их дома были разграблены.
Следует напомнить, что в этой части Хорватии сербы поселились много веков назад, когда Австро-Венгерская империя призвала их нести военную службу и охранять границы от Османской империи. Сербы получили землю и не облагались налогами. После распада Югославии и провозглашения независимости Хорватии сербы, живущие в Хорватии, провозгласили свое государство — Республика Сербская Краина.
Посредник Евросоюза в урегулировании конфликта в бывшей Югославии Карл Бильдт заявлял тогда: «Если мы позволим Туджману очистить Хорватию от сербов, то тогда Милошевич имеет полное право послать сербскую армию, чтобы изгнать албанцев из Косово».
Международный суд по бывшей Югославии в 2011 году признал хорватских генералов Анте Готовин и Младен Маркач виновными в убийствах, репрессиях и уничтожении собственности. Готовину приговорили к 24 годам заключения, Маркача — к 18 годам.
Спустя год Апелляционная палата Гаагского трибунала сняла обвинения с хорватских генералов в военных преступлениях против сербов во время войны в Хорватии в 1995 году. Это было одно из самых спорных решений Международного уголовного суда, так как справедливость должна быть одинаковой для всех. В Хорватии восторженная толпа встречала генералов, как героев.
Ежегодно в Загребе в июле проходит военный парад по случаю взятия Сербской Краины. После того, как Хорватия вошла в Евросоюз, возникает много вопросов по поводу того, какую роль страна играет в деле укрепления европейской интеграции, способствует ли Загреб установлению мира и спокойствия на Балканах.
Возвращаясь к предложению Великобритании. Недавно Европейский парламент провозгласил 11 июля днем памяти геноцида в Сребренице.
По словам представителя европейских народников Кристиана Дан Преда (Cristian Dan Preda), «мы не просим принятия резолюции, так как считаем, что это будет несвоевременно в контексте нынешнего положения в стране и регионе».
Это, правда, что события, имевшие место в 90-х годах прошлого века, в том числе трагедия в Сребренице, войдет в европейскую историю XX века, как одно из самых печальных и самых жестоких событий. Однако следует признать, что достижение мира невозможно с помощью односторонних решений, которые приходят извне, минуя консенсус всех стран региона.
Поэтому, если Запад и ЕС хотят достичь примирения в регионе, то необходимо выработать согласованную стратегию по интеграции Балканских стран в Евросоюз.
В частности, следует полностью реализовать декларацию о евроинтеграции стран Западных Балкан, принятую на саммите ЕС в Салониках в 2003 году.
Ракель Монтес Торральба — аналитик в области международных отношений, сотрудник ряда международных научно-исследовательских институтов. В настоящее время работает в Белграде.