После 2008 года международные отношения стали иными.
Во-первых, единственная сверхдержава потерпела неудачу из-за экономического кризиса, и ее влияние в международных делах заметно ослабло. Такой инструмент мягкой силы, как Вашингтонский консенсус, потерял свою значимость, однополярная система пошатнулась.
Во-вторых, из-за экономического кризиса многим странам было сложно восстановиться, поэтому для обеспечения экономического роста они сделали ставку на сотрудничество с другими государствами. Это привело к тому, что международный авторитет стран с сильным развивающимся рынком возрос, а влияние «Большой семерки», наоборот, ослабло.
В-третьих, важным источником роста стала региональная экономическая интеграция, усилилась конкуренция между различными механизмами интеграции регионов. Это послужило внешним и внутренним фоном для украинского кризиса.
В связи со всеми вышеперечисленными факторами заметно увеличилось стратегическое значение экономического сотрудничества между Россией и Китаем.
Во-первых, РФ и КНР — это державы, обладающие глобальным влиянием. Благодаря экономическому сотрудничеству их мощь растет, что закладывает прочную базу для дальнейшего развития многополярного мира.
Во-вторых, российско-китайское экономическое сотрудничество является движущей силой БРИКС, тем, что держит организацию воедино. Дальнейшее развитие БРИКС увеличит влияние G20 в международных делах.
В-третьих, развитие российско-китайского экономического сотрудничества — база и важная движущая сила многостороннего сотрудничества в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). А дальнейшее продвижение многосторонней кооперации позволит России, Китаю, а также Афганистану как великим державам Средней Азии и Индийского субконтинента еще больше нарастить влияние на международной арене.
В-четвертых, сотрудничество между Москвой и Пекином помогает России продвигать инициативу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и влиять на политическую обстановку и сферу безопасности на территориях стран СНГ.
В-пятых, экономическое взаимодействие РФ и КНР является самым большим стимулом и основным гарантом состыковки инициатив экономического пояса Шелкового пути и ЕАЭС. В мае во время своего визита в Москву председатель КНР Си Цзиньпин ясно высказался по этому поводу. Задача состоит в том, чтобы благодаря эффективному экономическому сотрудничеству и хорошим политическим отношениям обеспечить взаимодействие двух инициатив. Я считаю, что для налаживания взаимодействия между двумя вышеупомянутыми региональными интеграционными механизмами, а также для координации и согласования в китайско-российских отношениях наше экономическое сотрудничество обладает огромным значением.
Экономическое сотрудничество — это прочная база российско-китайских отношений стратегического сотрудничества и партнерства. Благодаря ему две державы смогли образовать мощного игрока на международной арене. Это выражается не только в согласованности их действий, но и в одинаковых установках Москвы и Пекина по целому ряду проблемных вопросов.
Экономическое взаимодействие помогает России и Китаю как во внутренней, так и во внешней политике. Сотрудничество в данной сфере стимулирует рост экономики обеих стран, не только напрямую поддерживает политическую стабильность внутри государств, но и помогает им в условиях нынешней жесткой международной конкуренции осуществлять внешнеполитические замыслы, помогает избежать дисбаланса в международных делах. Все это закладывает прочный фундамент для справедливого решения важных внешнеполитических вопросов и гармоничного развития мирового сообщества.
Стоит отметить, что в марте 2007 года МИД РФ постановил, что документ под названием «Обзор внешней политики Российской Федерации» станет руководящим в дипломатических отношениях страны. В нем, в частности, говорилось о том, что многополярный мир уже стал фактом международных отношений, и что роль России в установлении новых международных правил становится более значительной. Однако после мирового финансового кризиса Москва была вынуждена сильно скорректировать свою внешнюю политику из-за огромных экономических трудностей.
После марта 2014 года из-за западных санкций и стремительного падения нефтяных цен внутренняя политика России столкнулась с новыми вызовами. Правительство Путина проанализировало происходящее и решило действовать с учетом сложившейся обстановки: оно приняло решительные меры и начало развивать стратегические отношения с Востоком, а также продвигать внешнее экономическое сотрудничество с ним. В начале мая 2015 года Си Цзиньпин посетил Москву и принял участие в Параде Победы. Обе стороны приложили немало усилий, чтобы их экономическое сотрудничество вышло на беспрецедентный уровень.
Я убежден, что успехи в сфере крупномасштабного экономического сотрудничества между Россией и Китаем являются важным подспорьем для экономического взаимодействия стран БРИКС, многостороннего сотрудничества в рамках ШОС, а также успешного взаимодействия инициативы экономического пояса Шелкового пути и проекта трансъевразийской железнодорожной магистрали. Все вышеперечисленные механизмы будут действовать не только на благо народов своих стран, но и способствовать процветанию и стабильности всего международного сообщества.
Автор — научный сотрудник Исследовательского института России при Академии общественных наук КНР.