Пресс-секретарь «Исламского государства» Абу Мухаммад аль-Аднани призвал к джихаду и к смерти во время начавшегося две недели назад Рамадана. Действительно, группировка «Вилаят Синай», отделение ИГИЛ, совершила хорошо скоординированное нападение на опорные пункты египетской армии и полиции на Синайском полуострове. Конечно, это не первый теракт на Синае. за два года, что прошли с тех пор, как генерал ас-Сиси совершил военный переворот, свергнув «Братьев-мусульман», на Синае погибли сотни военных и полицейских.
Деятельность «халифата» не ограничена Синайским полуостровом. Месяц назад ИГИЛ призвал отомстить египетским судьями за смертный приговор своим сторонникам, и этот призыв был услышан. В центре Каира был убит генеральный прокурор Египта, ответственный за смертные приговоры сотням активистов «Братьев-мусульман» и «Исламского государства». ИГИЛ стремится навязать политическую и юридическую власть ислама всему миру. Важный этап на пути к реализации этой задачи — уничтожение мусульманских государств, поскольку, с точки зрения классического ислама, создание границ между членами мусульманской уммы — это ересь. Главная цель — уничтожение режимов, борющихся с исламистами, в первую очередь, египетского.
До сих пор ас-Сиси боролся, в основном, с «Братьями-мусульманами». После его прихода к власти 1400 активистов группировки были уничтожены, 15 тысяч получили ранения и около 40.000 были арестованы и приговорены к разным срокам заключения. Президент Египта добился смертных приговоров сотням исламистов, закрыл тысячи не подконтрольных властям мечетей, запретил проповедникам-экстремистам читать проповеди и конфисковал книги богословов, продвигавших джихад. Президент также потребовал от Университета аль-Азхар осуществить революцию в религии, смысл которой сводился к отказу от планов навязать ислам всему миру. Вершиной этих операций стало «хладнокровное уничтожение девяти высокопоставленных руководителей «Братьев-мусульман» после серии терактов на Синае. За это движение прозвало ас-Сиси «мясником» и призвало народ восстать против диктаторского режима, прогнать угнетателей и вернуть себе Египет.
Похоже, возможность гражданской войны довольно реальна, а шанс ас-Сиси выйти из нее победителем невелики: во-первых, египетское общество, вопреки первому впечатлению, поддерживает ортодоксальный ислам. Доказательство? На прошлых свободных выборах 40% египтян проголосовали за «Братьев-мусульман», и еще 25% — за салафистов из партии «Ан-Нур». 75% египтян хотят, чтобы в стране действовали законы шариата. Во-вторых, египетская экономика в плохом состоянии, и безработица очень высока, особенно среди молодежи. Государство удерживает голову над водой только благодаря поступлению миллиардов долларов из стран Персидского залива. Туризм, служивший важным источником доходов, оказался в упадке со времен свержения Мубарака, и новые теракты, вероятно, еще уменьшат число иностранных туристов. Недовольство граждан нашло выход в 400 демонстрациях с требованиями экономического характера, состоявшихся в течение трех первых месяцев года.
В отличие от западных стран ас-Сиси понимает цели и задачи ортодоксального ислама и пытается осуществить подлинную революцию. Но серьезная общественная поддержка ислама и экономические проблемы Египта дают основания опасаться, что ас-Сиси ждет судьба президента Анвара Садата и генерального прокурора. Время покажет, так ли это. Но, в любом случае, следует ожидать новых кровавых терактов. Опасения Израиля в связи с происходящим в Египте более чем оправданы.