Потребность в реструктуризации существующих международных организаций со временем лишь возрастает. ООН, МВФ, Всемирный банк, ЕС и другие структуры были созданы в период после Второй мировой войны и в мире, где существовала биполярная система. С окончанием холодной войны и переходом к новому миропорядку обнаружилось, что эти институты непросто адаптировать к новым условиям. Однако какое-то время некоторые преходящие меры и формы вполне сносно работали и в новом мире.
Одним из решений, найденных ЕС, был переход к единой валюте. Европейцы также решили предотвратить дестабилизацию Восточной Европы с помощью расширения союза. В числе решений, принятых ООН, были миссии НАТО, в частности операции в Боснии, Косово, Ливии. Альянс же, вместо того, чтобы действовать коллективно, предпочел разрешить создание гибких коалиций, а в дальнейшем уступить им дорогу для проведения военных интервенций, примеры чего мы видели в Ираке и Сирии.
Международные экономические и финансовые учреждения, в свою очередь, пытались проводить свою политику с помощью таких платформ, как Всемирный экономический форум в Давосе, G8, G10, G20. Однако при обсуждении проблем экономического развития и роста развивающихся стран они продолжали расценивать эти государства как наименее развитые страны.
Примеры неэффективности
Прошли годы. Теперь мы видим, что найденные методы не способствовали созданию постоянных, справедливых и устойчивых механизмов. Иными словами, временных решений было недостаточно для того, чтобы в значимой степени урегулировать проблемы международной системы. Такой глобальный институт, как МВФ, и такое объединение самых богатых и стабильных стран мира, как ЕС, не смогли уберечь 11-миллионную Грецию от банкротства и найти выход из этого кризиса.
Такие гаранты международного мира и безопасности, как ООН и НАТО, которые определяют международно-правовые нормы, не смогли препятствовать присоединению Крыма к России, фактическому разделу Украины и Йемена на две части, Ирака и Сирии — по меньшей мере на три части, и тому, что буквально каждая из радикально-исламистских структур стала действовать как международная партизанская армия.
Ядерную программу Ирана обсуждали на уровне МАГАТЭ, а теперь и в рамках платформы под названием «5+1», однако вопрос разработки и испытаний Китаем и Россией нового оружия массового поражения даже не оказывался на повестке дня.
Риски, которые создает такая неэффективность
То, что международные институты утратили эффективность, можно объяснить несколькими причинами. В первую очередь, в каждом из них в той или иной форме работают схемы с исключением тех или иных стран. Возьмем ООН. Кроме пяти постоянных членов Совета Безопасности, другие страны не имеют доступа к процессу принятия решений. Вне этих механизмов остаются даже государства, играющие не последнюю роль в мировых экономических и политических событиях, такие как, например, Германия, Япония, Индия, Бразилия.
НАТО изолирует Россию и ее союзников, МВФ — тех, кто не может «из денег делать деньги», ЕС — Турцию, Лига арабских государств — Иран и еще многие другие страны.
Несмотря на то, что речь идет о глобальных проблемах, те, кто принимается за их решение, представляют далеко не весь земной шар. В поисках решения на Ближнем Востоке создается большое количество круглых столов, но за ними нет представителей всех конфликтующих сторон. В период, когда Греция вступает в банкротство, среди тех, кто оценивает возможные последствия этого краха, нет представителей всех заинтересованных кругов Греции. В результате, пока одни пытаются решить за других, решение ускользает из рук.
Без обеспечения плюрализма в такого рода институтах все государства будут гнаться исключительно за собственной выгодой, станут занимать еще более протекционистскую, агрессивную позицию, а состояние международной системы будет все больше напоминать канун мировой войны. Под угрозой находится и внутренний строй государств. Страны, в которых игнорируют принцип плюрализма, только подольют масла в огонь негативных событий за своими пределами.