Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российское вето на резолюцию по Сребренице рассердило США и союзников

© РИА НовостиПоспред РФ при ООН Чуркин рассказал о цели "гуманитарной резолюции" по Украине
Поспред РФ при ООН Чуркин рассказал о цели гуманитарной резолюции по Украине
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия наложила вето на резолюцию OОН, предложенную к годовщине убийства 8000 боснийских мусульман в Сребренице и признающую эту резню актом геноцида. Представитель России назвал резолюцию «конфронтационной и политически мотивированной». Россия сохраняет тесные связи с Сербией, которая считает, что подчеркивание геноцида в Сребренице подрывает репутацию их страны.

В среду Россия наложила вето на резолюцию Совета безопасности ООН, предложенную к 20-й годовщине убийства 8000 мужчин и мальчиков из числа боснийских мусульман в Сребренице и признающую эту резню актом геноцида.

Представитель России в ООН Виталий Чуркин назвал резолюцию «конфронтационной и политически мотивированной». По его словам, предложившие ее державы – то есть, в частности, США и Британия – пытаются возложить вину за многочисленные зверства, совершенные в 1990-х годах в ходе балканского конфликта, исключительно на одну сторону.

Это голосование дало повод к очередному конфликту между Россией и Америкой, которую поддерживают ее европейские союзники. Представитель Соединенных Штатов в ООН Саманта Пауэр (Samantha Power) заявила, что вето стало «новым пятном на репутации Совета безопасности», подчеркнув, что отрицать случившееся в Сребренице – «безумие».

Совет безопасности до сих пор официально не признал резню в Сребренице геноцидом. Впрочем, факт геноцида отмечался в заявлениях ООН и отдельных членов Совбеза. В этих заявлениях международное сообщество также признавало свою ответственность за то, что оно не защитило Сребреницу, провозглашенную зоной безопасности ООН и охранявшуюся миротворческими силами.

В субботу в этом боснийском городе пройдет международное мероприятие в память жертв осуществлявшейся силами боснийских сербов с 11 июля 1995 года резни, которую бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (Kofi Annan) назвал самым ужасным европейским актом геноцида со времен Второй мировой войны.

Открывая заседание Совета безопасности, заместитель генерального секретаря ООН Ян Элиассон (Jan Eliasson) заявил: «Мы смиренно и со скорбью признаем, что Организация объединенных наций и международное сообщество оказались неспособны предотвратить трагедию».

Дипломаты из поддержавших резолюцию стран сообщают, что на этой неделе шли напряженные переговоры, направленные на то, чтобы избежать вето. В резолюции ничего не говорилось об ответственности за геноцид в Сребренице, а ответственность за совершенные в ходе войны зверства в целом возлагалась на все стороны.

Однако Россия, входящая в пятерку постоянных членов Совета безопасности с правом вето, не захотела использовать термин «геноцид», утверждают дипломаты, которые согласились прокомментировать шедшие за закрытыми дверями переговоры на условиях анонимности. Китай, Венесуэла, Ангола и Нигерия в итоге воздержались, а еще 10 стран проголосовали за резолюцию.

Международные суды уже давно возложили вину за убийства в Сребренице на существовавшую в то время автономную республику боснийских сербов. Ее политических и военных лидеров сейчас судят за военные преступления. Конец трехлетней войне в Боснии положили заключенные в конце 1995 года Дейтонские соглашения.

Россия сохраняет тесные связи с Сербией, власти которой считают, что подчеркивание геноцида в Сребренице подрывает репутацию их страны и мешает усилиям по примирению на Балканах.

Как сообщают корреспонденты из Белграда, президент Сербии Томислав Николич (Tomislav Nikolic) заявил, что Россия показала себя верным другом, сорвав попытку «опорочить весь сербский народ обвинениями в геноциде».

Российский представитель Чуркин начал свое выступление в Совете безопасности с призыва почтить память погибших в Сребренице минутой молчания и добавил, что Россия полностью признает трагичность происшедшего.

«Мы с самого начала дискуссии стремились придать документу сбалансированный характер, - прокомментировал он резолюцию. - Нами был предложен альтернативный вариант». Однако авторы резолюции предпочли ему «неконструктивные, конфронтационные и политически мотивированные» формулировки, возлагавшие вину «только на один народ».

Пауэр, много писавшая как журналист и исследователь о геноциде на Балканах и в других местах, заметила после голосования, что «совет сделал все возможное, чтобы договориться с Россией» и даже «решил не называть в резолюции преступников». Однако Россия, по словам американского представителя, сочла само упоминание геноцида «красной чертой» и наложила вето на признание «установленного факта, подтвержденного сотнями тысяч страниц свидетельских показаний, фотографий и криминалистических данных».

«Некоторые страны предпочли сегодня сохранить нейтралитет», воздержавшись, добавила Пауэр. «Как можно использовать преимущества постоянного членства в этом совете, чтобы отрицать реальность случившегося?» - с негодованием спросила она.

Британия, делегация которой подготовила проект резолюции, также выразила возмущение. «В Сребренице был осуществлен акт геноцида. Это юридический факт, а не политическое решение, - заявил заместитель британского представителя в ООН Питер Уилсон (Peter Wilson). – По этому вопросу не может быть компромиссов».

Карен де Янг – ответственный редактор и старший корреспондент по национальной безопасности Washington Post.