Китайские власти, как всегда, выбрали надежный путь. И самый надежный метод «запустить» панику — заявление государственных органов о намерении сделать все для того, чтобы предотвратить панику. Но для китайского правительства это может иметь серьезные последствия: ведь власти делали ставку на стабильно растущий фондовый рынок и даже настойчиво призывали подданных инвестировать, что последние послушно делали в массовом порядке.
Но сейчас в первую очередь проявляется — как, собственно, во время всех настоящих или мнимых кризисов — крайняя неуверенность Пекина, хотя на мировой политической сцене он всегда выступает так, словно мощь страны беспрецедентна. Этим власти подрывают свою легитимность. А она не основывается ни на свободном волеизъявлении народа, ни на независимых институтах. Наоборот, коммунистическая партия всегда обосновывала свое господство тем, что лишь она одна в состоянии обеспечить стабильность и благосостояние (в такой последовательности) в стране.
А теперь? Чиновники, которые еще на прошлой неделе в новом законе о безопасности заявили, что экономическая безопасность является фундаментом национальной безопасности государства, констатируют, что не могут справиться с рыночными силами. Эти силы делают то, что они делают всегда, когда события развиваются неправильно, когда — как в китайском случае — акции, по всей видимости, переоценены до абсурда. По словам экономистов, это абсолютно логично и, в общем-то, отвечает интересам дела в глобальном смысле. Только неприятно, что при этом пострадают — в экономическом плане — множество простых людей. Неприятно прежде всего то, что власти, которые стремятся контролировать все и всех, всегда и везде, вынуждены публично признать, что именно это они не могут делать.
Все это не представляет открытой угрозы для господства коммунистической партии и ее функционеров. Однако в долговременной памяти миллионов китайцев укоренится осознание того, что правящие круги проявили слабость. Будущим поколениям партийных чиновников стоит подумать над тем, какие выводы им следует сделать. Если вспомнить весь прежний опыт, неизбежно появляются опасения по поводу того, что они захотят ужесточить репрессии. Впрочем, при таком развитии событий когда-нибудь наступит момент, когда коммунистическую партию невозможно будет спасти. И это был бы хороший сценарий.