Юлиус Шарлах (Julius Scharlach, 1842-1908), гамбургский адвокат, спекулянт и колониальный предприниматель, в том числе в Германской Юго-Западной Африке, дал самое точное и, вместе с тем, жестокое определение колониализма. «Колонизировать, как показывает история всех колоний, означает не приблизить коренных жителей к цивилизации, а подавить их и, в конечном счете, уничтожить... Этот, в общем-то, грустный факт должен рассматриваться как историческая необходимость».
Ни в одной немецкой колонии эта «необходимость» не исполнялась более бескомпромиссно, чем в Германской Юго-Западной Африке, современной Намибии. Холокосту Освенцима предшествовал геноцид племен гереро и нама 1904-1908 годов, который проводили немецкие войска под руководством генерал-лейтенанта Лотара фон Трота (Lothar von Trotha). Из примерно 80 тысяч человек из племени гереро в сопротивлении германской колониальной державе выжили 15130 человек (данные переписи населения 1911 года), из 20 тысяч человек из племени нама — 10 тысяч.
Хотя племя гереро уже было повержено немцами, Трота издал приказ об уничтожении. «Гереро больше не являются германскими подданными. В рамках германских границ каждый представитель гереро с оружием или без, со скотом или без, будет расстрелян, я больше не приму ни женщин, ни детей, отгоняю их обратно к народу или отдаю приказ расстреливать. Это мои слова народу гереро».
Признать геноцид спустя более чем 100 лет
Как колониальная держава Германия существовала всего 35 лет — с 1884 по 1919 год. Согласно Версальскому мирному договору, она потеряла все колонии, но де-факто осталась без них еще раньше — сто лет назад, 9 июля 1915 года немецкие войска капитулировали в Германской Юго-Западной Африке. Спустя многие десятилетия колониальный период в Германии забыт, в лучшем случае его называют «эпизодом» в истории, но в бывших колониях об этом периоде помнят и сейчас. В Германии забыли также о том, что ООН классифицировала уничтожение племен гереро и нама как геноцид еще в 1948 году, но для потомков жертв этот геноцид представляет собой реальность, определяющую настоящее — у жертв, как правило, память лучше, чем у преступников.
ФРГ до сегодняшнего дня отказывается признавать геноцид как геноцид, до сегодняшнего дня нет отклика на просьбы об извинениях. В Берлин прибыла делегация потомков племен гереро и нама с призывом признать перед всем миром геноцид — спустя более чем 100 лет. Не запланирован даже официальный прием, вместо этого делается акцент на «доверительном сотрудничестве» между ФРГ и сегодняшней Намибией и на сумме финансовой поддержки для развития страны.
Колониализм всегда означает падение мира
Но невозможно, с одной стороны, постоянно призывать Турцию — и по праву — признать геноцид армян, и, с другой стороны, пытаться уклоняться от признания геноцида со своей стороны, ссылаясь на оказание щедрой финансовой помощи. Какова ценность звучащих каждый год в годовщину Холокоста заверений ведущих немецких политиков в том, что о геноциде евреев нельзя забывать (он ведь означает ответственность, далеко выходящую за рамки настоящего, поскольку у геноцида нет срока давности), когда в Берлине не услышали слов приехавших представителей племен гереро и нама о том, что «геноцид не имеет срока давности», поскольку адресаты из-за контролируемой потери памяти не помнят о массовом убийстве? Двойная мораль — это здесь, пожалуй, самое мягкое слово, которое можно подобрать.
Признание геноцида племен гереро и нама может стать только началом — началом анализа германской колониальной политики. Чем дольше продолжаются неприятные дебаты о геноциде в Германской Юго-Западной Африке, тем более велика вероятность того, что из коллективного сознания окончательно исчезнут другие преступления германской колониальной державы в остальных колониях. Кроме того, упускается из вида то, что колониализм сам по себе нужно рассматривать как преступление — намного большее, чем отдельные преступления колониализма.
Ведь определение Юлиуса Шарлаха, в соответствии с которым колонизировать означает «подавлять и, в конце концов, уничтожать», характерно не только для германской, но и для европейской колониальной политики. Колониализм означает для подвергшихся колонизации народов — даже если они выжили — падение мира. Уничтожена их традиционная культура, экономические отношения, социальные структуры. Дискуссии на эту тему пока что даже не начинались.