Ира Стумберг ( Ira Stomberg) водит экскурсии по Стокгольму на четырех языках, включая русский, и рассказывает о том, что восхищает и удивляет российских туристов, а что разочаровывает. Стумберг работает в качестве «фрилансера»: есть у нее контракты с фирмами, предлагающими групповые экскурсии, например, с парома (между Стокгольмом и Санкт-Петербургом) или автобусные экскурсии, водит она группы, которые заказывают частным образом и напрямую именно ее. Чаще всего это семьи с детьми или маленькие группы по 10-15 человек из России. Большие группы — это, в основном, американцы, по контрактам от турфирм, рассказывает Ира о своей работе, а она водит экскурсии на английском, иврите, шведском и русском.
— Стокгольм — город большой, есть куда повести туристов, есть что показать. Это зависит от наличия времени. Даже за 2-3 дня можно кое-что успеть, помимо центра и старого города. Лесное кладбище (в списке Мирового наследия ЮНЕСКО, парковый дом-музей знаменитого шведского скульптора Карла Миллеса.
— Что чаще всего восхищает русскоязычных туристов?
— Даже не чистота и красота Стокгольма, то, как люди заботятся о своем городе, но еще больше социальные аспекты жизни в Швеции: «приседающие» автобусы, чтоб удобно было зайти с детской коляской или въехать инвалиду-колясочнику (через среднюю дверь), пандусы везде и т.п. Чистоту, конечно, тоже отмечают, впрочем, в любом европейском городе, в центре чисто, а отъезжаешь в пригороды, — там может быть погрязнее...
— Какие вопросы чаще всего задают о социальной системе Швеции?
— Такие вещи ведь не всегда видно, как приседающие автобусы. Я многое рассказываю. Я же не только указываю на различные архитектурные объекты и рассказываю историю зданий. Я рассказываю и о жизни в этой стране. Очень часто спрашивают о декретных (родительских) отпусках. Возможно, потому что моя целевая аудитория — это семьи с детьми. Их процентов 60-70. Я к тому же совсем недавно сама была в таком отпуске, сейчас у меня муж «сидит в декрете», а зимой опять я возьму 6 месяцев. Вот это моим туристам всегда нравится, что отцы тут уходят в декрет. А некоторым не нравится. Особенно отцам. Но я все равно про это рассказываю.
— В России бытует мнение, что в Швеции очень холодные отношения между членами семьи, да и блогов много есть «антишведских». Там рассказывают о том, например, что шведских детских садах мальчиков, якобы, заставляют играть в куклы и тому подобное. Но мы-то знаем, что детские сады тут самые обычные и дети сами выбирают, в какие игрушки им играть.
— То же касается и домов престарелых. В России есть мнение, что тут всех стариков принято «сдавать» в такие дома. Вот вышел ты не пенсию и тебя уже «сдают» в дом для престарелых. Конечно же, это не так, и я пытаюсь это объяснить. Рассказать о преимуществах таких домов для престарелых, о том, что «сдавать» туда некому, потому что старики живут сами по себе, а не под одной крышей со взрослыми детьми, что старики сами туда хотят и стоят в очереди, чтобы попасть в дом для престарелых, а получить там место совсем не так просто. Мой муж — швед, его родители, т.е. бабушка и дедушка их малыша все время хотят с ним посидеть, приезжают к нам. А их родители тоже были в домах престарелых, и они их постоянно там навещали. А те нашли себе там новых друзей, у них было с кем пообщаться. Они рассказывали своим детям, что их соседи по дому престарелых, в возрасте 90-лет встретили друг друга и поженились. Так что есть жизнь и после 90 лет.
— А бывают ли разочарования? Когда туристы до приезда в Швецию думали, что тут вот так, а оказалось совсем иначе, вовсе не так, как они думали, а хуже. А не лучше.
— Да, это касается медицинской помощи. В России все думают, что в Швеции дела с медициной обстоят замечательно. Медицина-то как раз очень хорошая, во всяком случае, приличная. Но тот факт, что надо несколько месяцев ждать очереди на операцию неприятно удивляет. Очередь на посадку в автобус — упаси вас Бог пытаться протиснуться вперед. Вот, что шведов страшно раздражает, так это как раз несоблюдение правил очереди. То же правило «живой очереди» действует и у «шведского стола». Не полагается накладывать себе на тарелку еду «в обход», так сказать, тех, кто уже стоит у «шведского стола» и, чересчур медленно, по вашему мнению, продвигается вперед. Это считается здесь верхом невоспитанности. Чаще всего шведы молча скрипят зубами. Но бывают и случаи, когда «провинившимся» указывают на оплошность достаточно невежливо.
Помимо вопросов об истории Швеции, на которые я стараюсь ответить еще до того, как их задают, после экскурсии обычно задают вопросы о шопинге: где и что можно купить. Обычно речь идет о сувенирах, но в последнее время среди молодых людей появился новый тренд — они просят показать им по карте дорогу на Седермальм (остров и район Стокгольма), где покупают домой дизайнерские творения, где много винтажных магазинов. Или говорят: А мы слышали, что в Швеции лучшие в мире детские площадки. Это неправда, в России есть тоже замечательные детские площадки, надо места знать. И в Стокгольме тоже есть очень необычные детские площадки, прекрасные, и меня просят отметить их на карте, плане города. Особенно это интересует семьи с детьми. Ведь на детскую площадку ходят шведы. Это не музеи, куда ходят одни туристы. На детских площадках есть шанс увидеть шведскую жизнь, посмотреть, как шведские семьи с детьми проводят свободное время. Однажды привела на такую площадку семью с детьми, а на площадке одни папы! Семь пап! Клиенты мои были... людьми важными, и они решили, что я специально это подстроила, чтобы произвести на них впечатление. Чтобы они поверили, что шведские папы сидят с детьми в родительском отпуске. А я ведь ничего не подстраивала, и шведские папы действительно сидят со своими детьми в декрете.