Сейчас в стеклянном дворце в Нью-Йорке, что служит штаб-квартирой Организации объединенных наций, главный вопрос не в том, кто сменит Пан Ги Муна на посту генсека 1 января 2017 года (тогда завершится его второй мандат), а том, как именно должен проходить этот выбор. Дело в том, что назначение главы ООН сегодня выглядит настоящим пережитком прошлого. В стенах организации, многих государствах-членах и гражданском обществе все больше нарастает недовольство «феодальными» прерогативами Совета безопасности.
На прошлой неделе АСТ, межрегиональная группа из 27 государств, в которой Швейцария играет ведущую роль в борьбе за логичность и прозрачность ООН, провела в Нью-Йорке привлекший большое внимание семинар. В числе собравшихся оказалась и бывший Верховный комиссар ООН по правам человека Мэри Робинсон. Она говорила от имени «Старейшин», независимой группы международных деятелей: процесс назначения, по ее словам, «неприемлем», а его непрозрачность подрывает доверие к организации. Как отмечается в кампании «Один на семь миллиардов» (в ней участвует около ста гражданских ассоциаций) за демократизацию ООН, пост генерального секретаря, наверное, «худшая, но в то же время важнейшая должность в мире».
Пока что генерального секретаря выбирают пять постоянных членов Совета безопасности, причем происходит это за закрытыми дверями и по известным одним лишь им критериям. Роль Генеральной ассамблеи была сведена до регистрационной палаты. Хотя участники семинара АСТ воздерживались от критики в адрес нынешнего главы организации, все они верят в необходимость найти того, кто смог бы найти решение стоящих сегодня колоссальных проблем: агрессивный экстремизм, массовые потоки беженцев, гражданские войны, потепление климата.
Мэри Робинсон считает, что кандидаты должны представить программу с расстановкой приоритетов. Кроме того, бывший президент Ирландии уверена, что по ним нужно проводить слушания в Совете безопасности и Генеральной ассамблее. Советует она приобщить к процессу и гражданское общество. «Совет безопасности должен представить более чем одного кандидата Генеральной ассамблее», — полагает она. Так можно укрепить легитимность будущего генерального секретаря, которому придется бороться с расколом в Совете безопасности, как мы это видели при рассмотрении сирийского вопроса. Если Совет безопасности заходит в тупик, это развязывает руки автократам, которые совершают страшные злодеяния«.
Как считает директор Института глобальной политики Уильям Пэйс (именно он представил кампанию «Один на семь миллиардов»), процесс пора подвергнуть кардинальным реформам. В отличие от таких структур, как Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения и Всемирная торговая организация, к претендентам на пост главы ООН не выдвигается каких-то особых требований. Длительность процедуры тоже нигде не прописана. Постпред Великобритании Мэттью Райкрофт выступает от имени страны-постоянного члена Совбеза. И он поддерживает эту инициативу. Он предлагает установить конец декабря 2015 года крайним сроком выставления кандидатуры, а июнь 2016 года — окончательного выбора. Для повышения прозрачности Уильям Пэйс рекомендует претендентам выложить в открытый доступ их резюме и план работы в должности. По его мнению, укрепление легитимности будущего главы ООН предполагает ограничение его работы одним сроком, возможно семилетним. В результате новому генсеку не придется вести кампанию на второй срок во время первого. Так он обрел бы больше независимости. Подобно Кофи Аннану, генеральные секретари обычно освобождаются от поставленных Совбезом ограничений к концу второго мандата.
Мэттью Райкрофт продемонстрировал куда более гибкий подход, чем Россия и Америка, и подчеркнул важность равной конкуренции: «Женщине давно пора возглавить ООН». Восточная Европа тоже считает, что пришел ее черед. Директор ЮНЕСКО болгарка Ирина Бокова уже ведет активную кампанию и прекрасно вписывается в эту логику, наравне с сербом Вуком Еремичем и словенцем Данило Тюрком. Однако британский дипломат отвергает региональную логику. Говоря о трех этих восточноевропейских государствах, он заявляет открыто: «Им нужно представить своего лучшего кандидата».