Билл Браудер, внук генерального секретаря американской Компартии и основатель активно работавшего в России инвестиционного фонда Hermitage, потерял 230 миллионов долларов. Винит он в этом высокопоставленных чиновников российского МВД. Вчерашний союзник Путина сегодня стал его «врагом № 1» и лишился права на въезд в Россию. Сейчас он подает иски по всему миру в надежде вернуть свои 230 миллионов. Во Франции без лишней огласки тоже было открыто дело.
— Билл Браудер, внук генерального секретаря американской Компартии и основатель активно работавшего в России инвестиционного фонда Hermitage, лишился 230 миллионов долларов.
— Часть отмытых денег (23 миллиона долларов) прошла через банковские счета предприятия со связями в России, которое занимается импортом и экспортом... картин.
— Основатель Hermitage (сам называет себя «врагом Путина № 1») утверждает, что стал жертвой высокопоставленных чиновников Министерства внутренних дел, которые провели незаконный обыск с конфискацией в его московском офисе.
— Юриста Браудера Сергея Магнитского, который долгое время занимался расследованием обстоятельств этого темного дела, забили до смерти охранники в тюремной камере 16 ноября 2009 года. Это при том, что он нуждался в медицинской помощи.
— Три года спустя оказавший немало услуг Браудеру финансовый консультант был найден мертвым в двух шагах от собственного дома в Лондоне... По всей видимости, его отравили ядом гельземия, токсичного азиатского растения, которым нередко пользуются российские и китайские убийцы.
Представьте себе, что злоумышленникам удалось заполучить серверы и компьютеры предприятия, в результате чего оно лишилось десятков миллионов долларов.
А те пустились в путь через Эстонию, Финляндию, Гонконг, Кипр, Молдавию, Швейцарию и даже Францию... Представьте и то, что грабеж привел к убийству двух человек, одним из которых был известный юрист. Вы скажете, что эта история — плод чьей-то фантазии. Так бывает только в кино. Но вы будете неправы. Эта история абсолютно правдива. От начала и до конца. Она была бы даже неполной без упоминания президента России Владимира Путина. Ну, а кто же герой этого триллера? Билл Браудер, основавший в середине 1990-х годов крупнейший в России инвестиционный фонд Hermitage (4 миллиарда долларов активов). У него украли 230 миллионов долларов, часть которых была отмыта во Франции предпринимательницей российского происхождения (ей принадлежит занимающееся живописью предприятие, зарегистрированное в небольшом городке на Лазурном берегу). После того как французские адвокаты Браудера Эрве Темим (Hervé Temime), Сафья Акорри (Safya Akorri) и Юлия Минковски (Julia Minkowski) подали заявление в Париже, следователи Рено Ван Рюимбеке (Renaud Van Ruymbeke), Роже де Луар (Roger Le Loire) и Шарлотта Бильже (Charlotte Bilger) пытаются размотать запутанный клубок этого дела, которое может завести их в десяток стран. Сейчас перед ними стоит такой вопрос: какую именно роль играла во Франции эта предпринимательница, которую взяли под следствие по обвинению в мошенничестве и отмывании денег?
Браудеру сейчас 51 год. Этот уроженец Чикаго (сегодня он проживает в Лондоне) с интеллигентным лицом — внук генерального секретаря американской компартии (он даже участвовал в президентских выборах в 1936 и 1940 годах) и знаменитого на территории бывшего СССР адвоката. Несмотря на блестящие успехи в учебе, Биллу было непросто поступить в университет из-за семейного прошлого. В итоге он все же окончил престижный Стэндфордский университет. Получив диплом, он начал работать в Boston Consulting Group, а затем в компании британского магната Роберта Максвелла, который утонул в ноябре 1991 года. В 1996 году он запустил масштабный проект, который и стал причиной его нынешней головной боли: вместе с банкиром Эдмондом Сафрой (Edmond Safra) они создали инвестиционный фонд Hermitage со штаб-квартирой в Гернси. Целью стали инвестиции в Россию. Браудер (он тогда частично переехал в Москву) начал капиталовложения во многие компании через дочерние предприятия «Парфенион», «Махаон» и «Рилэнд». В частности тогда он провел инвестиции в Газпром и Сургутнефтегаз, которыми руководили представители ближнего круга Владимира Путина. В эти годы отношения Кремля с главой Hermitage были безоблачными. Решительное противодействие Браудера олигархам играло на руку Путину. Потом одним октябрьским утром 2003 года президент России распорядился задержать главу нефтекомпании ЮКОС Михаила Ходорковского. Тот допустил ошибку. С приближением парламентских выборов он пустился в политику, оказал многомиллионную поддержку партиям и не чурался враждебных заявлений в адрес Путина. Да, роковая ошибка. Олигарх позабыл про оставшееся при Путине нерушимое правило: «Не лезь в политику и сохранишь свои грязные деньги».
После ареста Ходорковского все изменилось: обыски у оппозиционных партий, суд и девятилетний тюремный срок (в июне 2004 года) для бывшего главы ЮКОСа и его заместителя Платона Лебедева. За мошенничество и уклонение от уплаты налогов. Ходорковский смог уйти из полярной колонии только по путинской амнистии 21 декабря 2013 года. Сейчас он живет в Швейцарии. Участь бывшего президента компании не осталась без внимания. У других олигархов, которые не горели желанием переехать за полярный круг, остался только один выбор: пойти на сближение с Путиным. Так они и поступили. Тем временем Билл Браудер все так же упорно старался остаться рыцарем в белом в грязном мире бизнеса. И он не молчал. А говорил во весь голос. Так, в 2002 году он выступил против продажи РАО ЕЭС, которому принадлежала монополия на электроснабжение. Причиной тому была до неприличия низкая цена. Но это еще не все: в Hermitage открыто говорили о частом воровстве в Газпроме. Как, впрочем, и продажах активов на более чем туманных условиях.
Быть может, глава фонда перегнул палку в стремлении искоренить коррупцию в России? Посчитал, что может в одиночку заставить уступить нового царя страны? В любом случае, поданный им иск против Сургутнефтегаза стал последней каплей. Путин не был готов мириться с ударом по его соратникам, которые стояли во главе предприятия. Посчитав Браудера угрозой для «обороноспособности страны, государственной безопасности, общественного порядка, здоровья населения», он распорядился выслать его из России 13 ноября 2005 года. При том, что тот тогда только прибыл в московский аэропорт «Шереметьево» из Лондона.
После 15 часов под стражей Биллу пришлось пуститься в обратный путь. Олигархи построены, Браудер — персона нон грата в Москве. Путин победил. Но если глава Hermitage думал, что на этом все закончится, он глубоко ошибался. Полтора года спустя после отъезда из Москвы вновь прогремел гром среди ясного неба. 4 июня 2007 года в московском офисе фонда появилась группа офицеров МВД во главе с подполковником Артемом Кузнецовым. Серверы, компьютеры, архивы, печати, налоговые документы — все это было конфисковано во время обыска, который скорее походил на грабеж. Однако самое удивительное стало известно Браудеру лишь несколько недель спустя: украденные документы вновь всплыли на поверхность, только вот имена руководства там значились совершенно другие. К соответствующим оригиналу фрагментам были добавлены фальшивые имена акционеров. Именно такое мошенничество организовало МВД после непонятного и агрессивного обыска 4 июня. Судите сами: через несколько дней поле него три дочерних предприятия Hermitage были перерегистрированы с не внушающим доверия руководством. Судимый в прошлом за грабеж Вячеслав Хлебников стал акционером «Махаона», задержанный по обвинению в убийстве Виктор Маркелов оказался представителем «Парфениона», а в «Рилэнде» прописался некий Валерий Курочкин.
Несколько месяцев спустя появились и хорошие новости. Даже очень хорошие. Начальница московской налоговой инспекции Ольга Степанова сообщила о возврате трем дочерним компаниям налогов на 230 миллионов евро... Тем не менее из-за мошенников эти деньги до главы Hermitage, понятное дело, не дошли. В период с января по февраль 2008 года часть этих денег улетучилась с банковских счетов. Так, например, «Парфенион» перевел со счета в банке «Интеркоммерц» 18 миллионов долларов в отделение Сбербанка в Подольске (там, кстати, одно время жил Ленин). Несколько дней спустя ситуация повторилась: на этот раз компания перевела 45 миллионов долларов на другой счет в «Интеркоммерц». В тот же самый момент «Рилэнд» перечислил со счета в Универсальном банке сбережений 3,6 миллиона евро таинственной компании «Юниверс» со счетом Мосстройэкономбанке.
Наконец, 4 февраля 2008 года «Махаон» перевел со счета во все том же Универсальном банке сбережений 11 миллионов долларов компании «Аника», клиенту российского ОКЕАН банка. Сутки спустя эта же самая «Аника» перечислила 2,9 миллиона долларов «Юниверс» на ее счет в Мосстройбанке. Как разобраться во всех этих хитросплетениях? Как понять, куда подевались 230 миллионов долларов? Браудер подал через своего юриста Сергея Магнитского иск о мошенничестве и хищении средств. Сначала 5 июня 2008 года, а затем еще раз 7 октября. Главным фигурантом был, разумеется, Артем Кузнецов, тот самый человек, который помог 25 силовикам провести незаконный обыск в офисе Hermitage 4 июня 2007 года. Адвокат не постеснялся заявить, что Кузнецов сфабриковал дело, и что у того не было никаких законных оснований. Не преминул он и отметить, что сфальсифицированные документы использовались в судах в Москве, Санкт-Петербурге и Казани для получения возврата налогов на 230 миллионов долларов. Адвокат стал создавать проблемы. Поэтому в ноябре 2008 года его арестовали и 358 дней продержали в «бесчеловечных» условиях, как отмечается в докладе комиссии ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека.
Как бы то ни было, Магнитский не опустил рук, продолжив неустанно бороться с масштабной коррупционной схемой, жертвой которой стал его клиент. 14 октября он составил новое заявление. 16 ноября 2009 года охранники увели юриста (его состояние здоровья так ухудшилось, что ему требовалась госпитализация) в камеру и забили его до смерти. Это убийство получило огромный отклик по всему миру. В ноябре 2012 года американский Конгресс принял подписанный Обамой Закон Магнитского, который лишил доступа в США всех причастных к этому делу. Чуть позже умер еще один человек, информатор Браудера, который был в курсе всех этих мошеннических операций. Его звали Александр Перепеличный. Этому работавшему в Москве финансовому консультанту была прекрасно известна роль Степановой. Благодаря ему Билл Браудер смог подать иски. Увы, после поездки в Париж 10 ноября 2012 года его нашли мертвым на тротуаре неподалеку от его дома в Лондоне. Как говорят, британская полиция особенно не стремилась установить настоящие причины его гибели...
По всей видимости, Перепеличного все же убили. В его желудке был обнаружен гельземий, смертельно ядовитое азиатское растение, которым нередко пользуются русские и китайские киллеры... Убийства Магнитского и Перепеличного (в нем почти не остается сомнений) лишь подтолкнули нашего борца с коррупцией к еще более активным действиям. Ему удалось собрать доказательства в подтверждение крупномасштабной операции против его фонда Hermitage. В 2012 году он подал новые иски, в том числе в Прибалтике. В 2013 году эстонским властям удалось выяснить, что часть украденных у дочерних компаний денег осела на счете в одном французском банке. Через него прошло 23 миллиона долларов. Кто был его владельцем? Та самая хозяйка художественного бизнеса! Во время допроса о происхождении 23 миллионов она говорила предельно уклончиво. По ее словам, ее «муж вел бизнес в России, наделал глупостей», в число его клиентов входят «Большой театр, Газпром, Банк России и крупные гостиницы», а «Россия долгое время была страной, где хватало грязных денег». Касательно всего остального, ее рот был на замке. Молчание лишь подталкивает французских следователей к тому, чтобы активнее взяться за дело. И выяснить, кто же стоит за этим мошенничество международных масштабов?
Жиль Гетнер, специалист по журналистским расследованием.