Услышав громкий взрыв, Наталья Волошина выбежала из небольшого одноэтажного дома, в котором располагается администрация деревни Петропавловка, и посмотрела вверх на небо.
«Я увидела маленькие черные точки высоко в небе, которые опускались и становились все больше и больше, а затем вокруг нас обломки стали падать», — говорит эта 43-летняя женщина, глава сельсовета Петропавловки, сидя на прошлой неделе за тем же самым рабочим столом и вспоминая то, что произошло 17 июля прошлого года.
«Мы поняли, что это были обломки самолета, но сначала мы думали, что это был военный самолет. Повстанцы в предыдущие дни сбивали украинские военные самолеты в этом районе».
Ужасная правда вскоре стала очевидной, когда пораженные жители Петропавловки и других деревень осмотрели окрестные поля. Это были обломки малазийского авиалайнера рейса MH17, который, судя по всему, был сбит в небе с помощью ракеты земля-воздух. Все 298 пассажиров рейса Амстердам — Куала-Лумпур погибли.
На близлежащих полях были разбросаны фрагменты тел пассажиров — иногда какие-то части тел отсутствовали, иногда тела были целыми. Вокруг на земле были также разбросаны обычные предметы современных авиапутешествий.
«Люди стали приносить письма, лекарства, чемоданы — разнообразные личные вещи. Многие просто приходили сюда, чтобы поговорить, так как им было страшно оставаться дома. Вокруг были разбросаны обломки самолета, верхний пульт кабины и все остальное. Это было ужасно», — сказала Волошина.
Спасателям потребовалось несколько дней для того, чтобы заполнить мешки с телами погибших: черные для целых тел и зеленые для отдельных фрагментов. Миссия по сбору останков осложнялась тем, что самолет упал на территории, контролируемой пророссийскими повстанцами, то есть там, где Украина утратила свой суверенитет. Место крушения так и не было должным образом оцеплено, и распространялись слухи о мародерстве и проникновении на место падения посторонних.
Прошел уже год, и пока нет убедительных доказательств того, кто именно несет ответственность за сбитый самолет, хотя большая часть собранных данных указывают на то, что именно сепаратистские силы случайно сбили лайнер MH17 с помощью зенитно-ракетного комплекса «Бук», доставленного, вероятно, через границу с Россией. В какой-то момент появились сообщения в социальных сетях на аккаунтах, связанных с повстанцами, в которых говорилось о том, что они сбили украинский самолет, однако эти записи были быстро удалены.
Россия категорически отвергает обвинения в том, что ответственность лежит на промосковских повстанцах. Российские средства массовой информации сообщают о том, что малазийский самолет был сбит украинским истребителем и даже приводят мнения очевидцев, которые утверждают, что они якобы видели другой самолет перед крушением.
Большая часть пророссийских сил отрицают, что в их распоряжении когда-либо находился зенитно-ракетный комплекс «Бук», хотя один из лидеров, Александр Ходаковский, в интервью агентству Reuters сказал: он полагает, что сепаратисты имели в своем распоряжении такого рода российскую систему.
«Я знаю об этом “Буке”. Я слышал о нем. Я думаю, что они отправили его назад. Потому что я узнал об этом именно в тот момент, когда происходила эта трагедия», — сказал он летом прошлого года.
В интервью с корреспондентом газеты Guardian на прошлой неделе он уже был более осторожным. «Тогда была суета по поводу этих “Буков”, которые, может быть, там были или, возможно, их там не было, но, если честно, то я ничего точно не могу сказать, потому что я сам ничего не видел и ничего не слышал. В последнее время, чтобы прекратить любые инсинуации, я пытаюсь не говорить на эту тему».
Глава самопровозглашенной Донецкой Республики был более прямолинейным. «Я несколько раз уже говорил, что мы этот Boeing не сбивали», — сказал Александр Захарченко, находясь у себя в кабинете в центре Донецка. — У нас никогда не было подобных зенитно-ракетных систем. У украинской армии была установка «Бук». И мы со спокойной совестью и с радостью примем любую делегацию, которая захочет в этом разобраться".