Джулиус Кивимаки (Julius Kivimaki) — 17-летний финн, которого по обвинению в совершении 50,7 тысяч кибератак приговорили к двум годам тюрьмы и оштрафовали на 6,6 тысячи евро. Сообщается, что мишенями компьютерных атак, которые Кивимаки совершал с 15 лет, становились серверы Microsoft и Sony, а также Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт.
Финляндия показала пример «технологического» превосходства с точки зрения воспитания хакеров и установления личности кибервандалов. Но все случившееся заставляет задуматься не столько над возможностями Финляндии, сколько над тем, что находится по другую сторону рассматриваемого явления.
Отдельные компьютерные атаки можно считать акциями «индивидуального терроризма». Их можно сопоставить, к примеру, с тем, как один американский подросток берет в руки винтовку и устраивает стрельбу в школе, а другой перерезает горло всем своим соседям. В этой связи можно утверждать, что история терроризма вступила в новый этап, при котором отдельные «депрессивно настроенные» люди, не транслирующие каких-либо значимых политических идей, устраивают террор исключительно по личным причинам.
Но вполне вероятно и то, что такая ситуация отводит внимание от атак, которые относятся к «классическому» пониманию терроризма и несут определенные политические посылы. Кивимаки — только один из примеров, требующих скептического отношения к этому вопросу.
Личный терроризм?
По каким-то причинам финский подросток выбрал для своих атак только те места, что находятся в США и связаны с высокими технологиями. Очевидно, он весьма зол на американцев. Известно, что это не единственный обозленный на американцев финн. В последнее время в США было зафиксировано несколько случаев кибератак. Недавно даже в таком «финансовом сердце мира», как Уолл-стрит, жизнь остановилась более чем на три часа. Причиной тогда назвали технические неполадки.
Еще одна страна, которая подверглась громкой кибератаке, — Франция. Недавно был взломан французский канал TV5, ведущий вещание по всему миру. Трансляция остановилась, сайт рухнул и несколько дней не мог продолжать работу.
Специалисты, пытающиеся установить причину подобных инцидентов, сообщают, что большинство используемых при кибератаках программ написаны на кириллице. В таком случае все внимание, естественно, обращается на Россию. Возможно, компьютерные гении в таком раннем возрасте (будь то финн или немец) «высоко ценятся» спецслужбами других государств. Кто знает, может быть, и этот случай тоже является примером такого рода связи.
Системный терроризм?
Когда мишенью компьютерных атак становятся компании или университеты, вложить в эту акцию политический смысл сложно. Но атаку на государственный телеканал, вещающий по всему миру, можно считать направленной напрямую против Франции.
Некоторые акции посылают более очевидные сгналы. Одна из них произошла три дня назад в Турции. Недоброжелатели взломали немецкий ракетный комплекс Patriot, дислоцированный в Кахраманмараше в рамках оборонной системы НАТО. Судя по заявлению, в момент атаки комплекс выполнял странные команды.
Неизвестно, было ли это попыткой перехватить контроль над ракетами, которые находятся на границе с Сирией, или же попыткой блокировать их. Но, как бы то ни было, все это очень важно. Ведь речь идет о том, что ракеты можно привести в действие (без какой-либо необходимости) или препятствовать их пуску и переориентировать на другую цель.
Принимая во внимание характер некоторых кибератак, можно заметить, что, главным образом, они берут на прицел Запад, фактически представляют угрозу для зоны влияния НАТО и заставляют государства сотрудничать в этой сфере. А то, что мишенью становится НАТО, очевидно, связано с сирийским вопросом.
Создается впечатление, что эта акция — своего рода предупреждение, что НАТО не стоит вмешиваться в сирийский кризис. В таком случае этот вопрос приобретает гораздо большее значение для Турции, поскольку выступать против вмешательства НАТО в Сирию еще не означает выступать против вмешательства Турции. Иными словами, это может быть сигнал к тому, что Турция не должна надеяться на поддержку НАТО в случае интервенции. Также возможно, что кто-то в Турции ратует за вмешательство в Сирию, но только при создании коалиции, в которую не будет входить Германия.