Вашингтон — Звезда кино, а в прошлом культурист Арнольд Шварценеггер разъезжает по миру, рекламируя новый фильм «Терминатор: генезис». А в это время в Калифорнии семья Сантос пытается привлечь Шварценеггера за дела давно минувших дней. С 2003 по 2011 гг. звезда кинобоевиков провел два срока на посту губернатора штата Калифорния как представитель Республиканской партии США.
По давней американской традиции, уходя в отставку, президенты и губернаторы подписывают указы о помиловании или сокращении тюремных сроков. В этот раз в список частично помилованных попал и Эстебан Нуньес — молодой человек, признанный виновным в убийстве Луиса Сантоса в 2008 году. Сын Фреда и Кэти Сантос скончался от ножевых ран в результате нападения на него и его приятеля двух пьяных подростков — Нуньеса и Райана Джетта.
Им были предъявлены обвинения в убийстве, грозившие 25-летним тюремным сроком. В результате сделки с судом Эстебан Нуньес получил 16 лет тюрьмы. Родители погибшего Луиса Сантоса сочли, что это недостаточное наказание, однако смирились с приговором. С чем они не смирились — указом, подписанным Шварценеггером в последние дни пребывания в должности главы штата, тюремный срок Эстебана Нуньеса был сокращен в два раза. Сантосы узнали об этом решении от журналиста, попросившего дать ему интервью. Времени оспорить помилование у них не было. И в апреле 2016 года убийца их сына должен выйти на волю.
Скандал разразился из-за того, что Эстебан Нуньес — сын калифорнийского политика Фабиана Нуньеса, активиста Демократической партии, бывшего спикера законодательной ассамблеи штата и, несмотря на партийные различия, видного политического союзника губернатора-республиканца Шварценеггера. Эстебан Нуньес появлялся с отцом на различных официальных мероприятиях.
Как полагает Бонни Думанис — окружной прокурор Сан-Диего, помилование Шварценеггером сына политика Нуньеса выглядит, по меньшей мере, подозрительным.
«Я думаю, это политический кронизм в его худшей форме», — выразился прокурор, поддержавший судебный иск семьи Сантос против экс-губернатора. «Он играет героя в художественных фильмах, но в жизни он — не герой. Он — грязный политик», — утверждает Фред Сантос. И еще: «Мой сын, когда был жив, погиб от удара ножом в сердце. Шварценеггер ударил его ножом в спину уже после смерти». «Это отвратительно, — вторит мать погибшего юноши Кэти Сантос — Эстебан, избалованный молодой человек, не несет должной ответственности, потому что отец его выгораживает».
Отец осужденного Фабиан Нуньес публично отрицал, что он вынуждал Шварценеггера помиловать его сына. «Я считаю, что приговор (16 лет тюрьмы) чрезмерен», — написал Шварценеггер в своем письме о помиловании, ссылаясь на отсутствие уголовного прошлого у Эстебана Нуньеса и неспособность доказать, что на самом деле именно он ударил Луиса Сантоса…
«Это — предательство системы правосудия и справедливости», — сказал окружной прокурор Думанис, который сомневается в том, Нуньес-старший даже подавал заявку на помиловании к губернатору.
В своем единственном комментарии об этом случае, Шварценеггер заявил журналу Newsweek: «Действительно прозвучала критика в мой адрес. Я думаю, что весь шум только из-за наших с Фабианом Нуньесом рабочих отношений — только из-за этого. Возможно, люди рассуждают: конечно, он хочет помочь своему другу!»
Один из адвокатов семьи Сантос Нина Соларно возмущена реакцией актера, бизнесмена и бывшего политика. «Он принял политически мотивированное решение, взял на себя роль Бога и отказал этой семье в правосудии», — заявила юрист, входящая в правозащитную группу «Объединенные жертвы уголовных преступлений» (Crime Victims United).
Необходимо отметить, что Шварценеггер отправил письмо семье Сантос, в котором он пишет: «Я признаю, что мое решение на посту губернатора было принято без предварительного оповещения, так чтобы вы могли к нему подготовиться и его оспорить. За это я приношу свои извинения». Извинения семья Сантос не приняла.
Уже 4 года она подает судебные иски, обвиняя Шварценеггера в нарушении Marsy's Law, — закона, предусматривающего, чтобы семьи жертв имели право выступать на всех судебных слушаниях. Дважды судьи постановили, что, хотя действия Шварценеггера были «очень несправедливыми» и «заслуживающими порицания», они не нарушали законодательство. Дело в том, что «Закон Marsy’s» применяется к слушаниям, связанным с условно-досрочным освобождением, а не с «исполнительным помилованием».
Шварценеггер пока победил, но семья Сантос и адвокаты намерены дойти до Верховного суда штата. Кстати, под влиянием этого дела, в калифорнийское законодательство были внесены изменения, и теперь жертвы и прокуроры получают уведомление о помиловании, как минимум, за 10 дней до его подписания губернатором штата, чтобы его возможно было оспорить.
Сейчас Шварценеггер, представляя в разных городах и странах, новый фильм о Терминаторе, избегает посторонних вопросов. Актер отказался комментировать телекомпании CNN давний случай из своей губернаторской карьеры. Но, благодаря журналистам, к нему сейчас привлечено всеобщее внимание.