В России не прошла незамеченной фраза, высказанная главой департамента Европы и Центральной Азии МИД КНР Гуй Цинъю о том, что его страна попробует начать инвестировать не только в российскую инфраструктуру, но и конкретные социальные проекты — в частности, доступное для населения жильё.
Характерно, что как только это предложение получило широкую огласку, его тут же бросились критиковать и даже прямо порочить так называемые российские радикальные либералы, благодаря которым в начале 90-х годов прошлого века жители новой России, собственно, и утратили реальное право на жильё. Они получили единственный и безальтернативный вариант приобретения квадратных метров за безумные деньги, которых у населения просто нет.
И до сих пор ситуация в этой сфере далека от идеала, не говоря уже о счастливых временах Советского Союза, когда каждый работающий гражданин или молодая семья гарантированно получали бесплатную квартиру. Поэтому китайский сигнал россиянами был услышан, и теперь их интересует практическая сторона вопроса: когда, как, за сколько? При этом граждане новой России твёрдо знают по собственному опыту, что там где «либеральному радикалу» плохо, — там человеку хорошо.
По последним статистическим данным, Москва стремительно становится «городом крошечных квартир». По всей бескрайней России примерно та же самая ситуация. В это даже трудно поверить: огромная страна, где каждая нормальная здоровая семья и должна, и может жить в собственном огромном доме (а не то что в квартире), страдает от нехватки жилья.
Что мы должны сказать китайцам, которые как истинные друзья обратили внимание на нашу историческую проблему? Естественно, только «спасибо». И ещё раз попросить их уточнить параметры возможного совместного проекта, который перевернёт всю историю России. Так как, по мнению Михаила Булгакова «квартирный вопрос испортил людей». И не только москвичей, добавим мы: всем россиянам он до сих пор отравляет жизнь, не давая молодёжи возможности создавать свои семьи и спокойно обзавестись детьми.
Квартирный вопрос в России — основа всего. Последний раз в массовом порядке власть попыталась решить его во времена Никиты Хрущёва, который инициировал типовое строительство по всему СССР. Если бы сегодня не было тех самых пятиэтажных «хрущёвских» домов («хрущоб», как их презрительно называли во времена «перестройки», сейчас таких мнений меньше), которые надёжно служат обществу и сегодня, то неизвестно, где жили бы люди. И вот через 50 лет жители России вновь могут справить эпохальное новоселье.
Для Китая жилищный вопрос — это не просто слова. Любой, кто побывал в этой стране, видел богатырские, по объёмам занимаемой территории и размеру самих домов, жилищные кварталы, в каждом из которых можно было бы решить квартирную проблему для сотен тысяч россиян. Само собой, мы живём в современном мире, и благотворительностью даже для такого количества граждан РФ, не говоря уже о миллионах, Китай заниматься не будет. Однако у россиян появилась надежда, так как китайские стройки, как ожидается, будут находиться под тем или иным видом контроля КПК, что исключит любую коррупцию и, соответственно, значительно снизит цены на жильё.
Если Москва и Пекин договорятся о таком поистине судьбоносном проекте, это станет гранитной базой, наилучшей основой российско-китайской дружбы, а не «угрозой национальной безопасности», о чём заранее поспешили уведомить россиян всё те же самые демократы западного типа. По мнению этой узкой части российского общества (которая, чего там скрывать, и развалила в своё время СССР), после того, как счастливые россияне заедут в отстроенные китайцами квартиры, вся Россия автоматически попадёт в китайскую ловушку. Так как Пекин якобы «начнёт диктовать условия Москве». Вот теперь даже китайским учёным становится ясно, почему распался Советский Союз; решён вопрос, над которым они бьются целых четверть века.
У Китая надёжно отработаны технологии возведения таких масштабных объектов, в том числе в плане сроков их возведения: стандартный девятиэтажный дом может быть сдан под ключ в считанные месяцы, начиная с нулевого цикла. Опять же, достаточно проехать по разным районам Китая, чтобы самим убедиться в этом. У Китая есть также сотни авторитетных строительных компаний, часть из которых уже сейчас находится в России и, таким образом хоть завтра может приступить к реализации гигантского жилищного плана, если бы существовала соответствующая межгосударственная договорённость.
Что касается российских строителей, они тоже есть, они тоже работают. Однако в последнее время россияне слишком часто сталкиваются с такими аферистами в строительной сфере, как тот же Полонский, которого Камбоджа, наконец, экстрадировала в Россию и который, будем надеяться, даст, наконец, ответ перед всеми обманутыми им дольщиками так и не построенного жилья, а также по поводу пропавших миллиардов. С такими строителями мы далеко не уедем.
Поэтому товарищу Гуй Цинъю не стоит прислушиваться к тем, кого уже давно не слушают сами россияне. Товарищ Гуй Цинъю, мы просим Вас более подробно и как можно быстрее рассказать нам о программе доступного жилья. Тем более что для реализации вековой русской мечты теперь имеются все возможности: создан банк развития БРИКС, появились десятки других интеграционных механизмов. Давайте вместе перевернём мир — в хорошем смысле этого слова.
Григорий Трофимчук — председатель Совета Фонда азиатских инициатив